Страны Евросоюза по итогам первого дня саммита в Брюсселе согласились, что России должна признать свою ответственность за крушение малайзийского «Боинга-777» в небе над Украиной в 2014 году.
«Евросовет подтверждает полную поддержку резолюции СБ ООН 2166, касающуюся сбитого рейса МН17. Он призывает Российскую Федерацию признать ответственность и в полной мере сотрудничать с прилагаемыми усилиями по установлению истины, справедливости и ответственности», — говорится в документе по итогам первого дня работы саммита.
Катастрофа «Боинга-777» авиакомпании Malaysia Airlines, который выполнял рейс МН17 Амстердам (Нидерланды) — Куала-Лумпур (Малайзия), произошла над Донецкой областью 17 июля 2014 года. Пассажирами лайнера были 298 человек, 192 из которых — граждане Нидерландов. Все находившиеся на борту люди погибли.
Первые итоги расследования Cовместной следственной группе (ССГ), которую составляют специалисты из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, были обнародованы только 24 мая текущего года.
Как утверждают эксперты, в 2014 году самолет сбила ракета класса «земля-воздух», выпущенная из ЗРК «Бук». Как отмечают в следственной группе, ЗРК входил в состав 53-й зенитной ракетной бригады Вооруженных сил России, которая располагается в районе Курска.
Эксперты, по их словам, проследили весь маршрут переброски зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Бук» из-под Курска на восток Украины.
Следователи заявили, что детально изучили снимки, фиксировавшие передвижение этого ЗРК.
«Мы проанализировали все доступные нам картинки и изображения, и нам удалось снять отпечатки пальцев со снарядов, из которых был сбит самолет. И мы понимаем, что эти снаряды совпадают с теми, которые принадлежат военным бригадам Российской Федерации», — заявил в Гааге на пресс-конференции объединенной следственной группы по расследованию крушения МН17 (из уголовной полиции Нидерландов) ее представитель Уилберт Паулсен.
Именно он объявил, что все обнаруженные ими факты якобы свидетельствуют о том, что самолет был сбит из «Бука», попавшего на неподконтрольную Киеву территорию из РФ.
Также на пресс-конференции отмечалось, что ССГ установила причастность к катастрофе рейса MH17 большинства из 100 человек, попавших под подозрение два года назад, сообщил главный прокурор Национальной прокуратуры Нидерландов Фред Вестербеке.
Российская сторона ответила на такие заявления незамедлительно.
25 мая Министерство обороны России отвергло теорию голландских следователей о принадлежности ракеты ЗРК «Бук» российской армии.
«Одним из аргументов следователей о якобы возможной причастности Вооруженных сил РФ к трагедии является продемонстрированная на пресс-конференции уцелевшая обшивка двигателя зенитной ракеты комплекса «Бук»», — написано в сообщении ведомства.
Серийный номер этого самого двигателя, по словам российских военных, говорит о том, что он был изготовлен в 1986 году в СССР, а предельным сроком эксплуатации такой ракеты был 2011 год. После этого, сообщили в министерстве, все ракеты этого типа выпуска изъяли, списали и отправили на утилизацию.
«Однако все это, безусловно, касается исключительно российских подразделений ПВО, получающих необходимое и исправное ракетное оружие от единственного предприятия-изготовителя, также расположенного в России», — уточнили в заявлении.
В то же время в Минобороны РФ отметили, что номер двигателя ракеты указывает на то, что данный «Бук» принадлежит украинской армии. «Единственной причиной умышленного замалчивания голландской следственной комиссией источника происхождения показанного ракетного двигателя 1986 года выпуска является его более чем вероятная принадлежность украинским вооруженным силам», — подчеркнули в военном ведомстве.
Там также подчеркнули, что после распада СССР в 1991 году, за которым последовал и раздел военного имущества, Украина получила в собственность примерно 20 дивизионов ЗРК «Бук», однако больше туда не поставляли ни одной новой зенитной ракеты.