Уже более трех лет ожидает своей участи во вьетнамской тюрьме 31-летняя гражданка России Мария Дапирка, которую обвиняют в контрабанде наркотиков во Вьетнам из Таиланда. Если ее признают виновной в этом преступлении, то последствия для нее будут самые серьезные. Согласно статье 194 местного Уголовного кодекса, за незаконное хранение, перевозку, торговлю или приобретение героина или кокаина весом 100 гр или более, предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком на 20 лет, пожизненного заключения или смертной казни. У Дапирки таможенники нашли порядка трех кг кокаина в чемодане с двойным дном.
Сам инцидент произошел еще в 2014 году. 23 августа 2014 года уроженка Ростова-на-Дону совершила перелет из Сингапура во вьетнамский Хошимин, где ее задержали на местной таможне. При ней был чемодан с запрещенными веществами. Дапирка с 2013 года проживала в Таиланде. Она увлекалась фитнесом, общалась с широким кругом людей в социальных сетях, помогая им в вопросах, связанных со здоровым образом жизни и мотивируя их к занятиям спортом. У девушки даже был свой собственный паблик, посещенный спорту и правильному питанию. Кроме того, россиянка активно занималась английским языком и путешествовала.
В Таиланде она познакомилась с гражданином Нигерии по имени Ник, с которым они собирались пожениться. Именно он, по версии защиты Дапирки, и передал ей чемодан с наркотиками, попросту подставив ее.
Сам нигериец (настоящая фамилия которого, согласно публикациям в российской и вьетнамской прессе, Чиб Эзе) исчез их жизни ростовчанки сразу после того, как ее задержали правоохранительные органы Вьетнама.
По делу девушки было уже несколько заседаний суда. Российское посольство во Вьетнаме не осталось безучастным к ее судьбе и предоставило ей дипломатическую и юридическую помощь. По данным СМИ, у следствия нет данных о том, что девушка была в курсе того, что перевозит кокаин. Поэтому ее дело после заседания суда в Хошимине, которое прошло 30 августа нынешнего года, было решено вернуть на дополнительное расследование, срок которого не был указан. Как сообщили «Газете.Ru» в посольстве РФ во Вьетнаме, пока никаких изменений в деле Дапирки нет.
Между тем аналогичная история уже происходила с гражданами России, правда не во Вьетнаме, а в Таиланде. Местная полиция в 2015 году задержала в аэропорту россиянку Диану Батищеву. У нее также нашли в чемодане крупную партию наркотиков, спрятанных в тюбиках от косметики. Косметику ей отдал нигерийский молодой человек, чтобы та передала ее в Бразилии якобы его родственникам. Диана думала, что просто везет подарки для семьи своего жениха. Спустя какое-то время молодой россиянке все-таки удалось доказать свою невиновность. В 2016 году она вернулась в Россию после того, как с нее были сняты все обвинения.
Россиян нередко задерживают в странах Юго-Восточной Азии за преступления, связанные с наркотиками. Так, в апреле нынешнего года на острове Пхукет был задержан 35-летний гражданин России Донати Геворгизов. Первоначально он привлек внимание полиции, так как проживал в арендованной квартире в нарушение местного миграционного законодательства. Однако у него также было изъято 1,46 кг марихуаны, а также 1,25 гр метамфетамина. Сотрудники полиции предполагают, что мужчина занимался распространением наркотиков среди иностранцев в Таиланде.
В марте 2015 года также на тайской территории сразу по двум делам о распространении наркотиков были задержаны четверо россиян. Троих граждан РФ арестовали в Паттайе. В апартаментах, которые они арендовали, полицейские обнаружили 17 кг марихуаны, а также приспособления для ее выращивания.
По данным полиции, подозреваемые переправляли наркотики в Россию, пользуясь услугами обычной почты.
На их след удалось выйти после того, как в аэропорту Бангкока была перехвачена посылка с 5 кг запрещенных веществ. В рамках расследования этого дела также арестованы двое граждан Таиланда. Еще один российский гражданин, подозреваемый в незаконном обороте наркотиков, был задержан на острове Пхукет. У него были обнаружены 700 мг кристаллического метамфетамина. С ним были арестованы трое иранцев. Вместе они, как предполагает следствие, создали сеть по сбыту наркотиков среди туристов и проживающих на острове иностранцев.
Зачастую задержанных граждан России в Таиланде и некоторых других странах региона привлекают к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, именно на территории этих стран. Так, только в Таиланде по ситуации на 2011 год сроки за торговлю и хранение запрещенных веществ отбывали 11 россиян. Однако иногда россиян осуждают на территории азиатских стран, и в дальнейшем передают в Россию для отбытия наказания. Так произошло в октябре 2015 года в уроженкой Ульяновской области, приговоренной к 20 годам лишения свободы за распространение наркотиков на Пхукете. В России ее теперь ждет новый суд — по версии следствия, в РФ она также занималась торговлей запрещенными веществами.
Законы большинства стран Юго-Восточной Азии предусматривают жесткую ответственность за преступления, связанные с запрещенными веществами. Например, в Сингапуре за хранение свыше 15 гр героина, 30 гр морфина и кокаина, 500 гр марихуаны и 1,2 кг опиума, а также за производство морфина, диаморфина и кокаина предусмотрена смертная казнь. В данном случае смягчающих обстоятельств не существует и более мягкие приговоры не выносятся.
При этом хранение любого, даже незначительного, количества наркотических веществ является преступлением и наказывается лишением свободы от двух до 20 лет и от двух до 15 ударов розгами.
В Таиланде уголовно наказуемы не только торговля, но и сам факт употребления наркотиков. Так, разовая доза героина или амфетамина карается штрафом до 60 тыс. бат (более $1848) и трех лет тюремного заключения.
Тот же тюремный срок там назначают за употребление кокаина или морфина, однако штраф меньше — только 10 тыс. бат (более $300). За такое употребление марихуаны туристы могут отделаться штрафом, который, впрочем, может дойти до 100 тыс. бат (более $3000). В дополнение к нему суд может назначить наказание в размере года заключения. При этом если речь идет о контрабанде наркотиков, то ответственность гораздо жестче. За попытку провоза мелкой дозы марихуаны следует большой штраф и депортация с внесением в черный список, то есть контрабандист никогда не сможет больше приехать страну. За ввоз мелкой дозы тяжелых наркотиков, таких как героин, кокаин или экстази, можно оказаться за решеткой на срок вплоть до пожизненного. Если же человека ловят при попытке ввезти крупную партию тяжелых наркотиков, то его может ждать расстрел.
Жесткое наказание за контрабанду наркотиков предусмотрено и во Вьетнаме. За незаконное хранение, транспортировку, сбыт или приобретение героина или кокаина весом 100 гр или более предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком на 20 лет, пожизненного заключения или смертной казни. Отметим, что казнь там с 2011 года стала гуманнее: расстрел заменен смертельной инъекцией.
Адвокат Александр Карабанов разъяснил «Газете.Ru», что если россиянин попался с наркотиками в странах Юго-Восточной Азии, то помочь ему будет весьма сложно. «Согласно международному законодательству, гражданин должен нести ответственность по законам той страны, где он совершил преступление. Теоретически РФ может представить материалы, характеризующие личность обвиняемого положительно, что может повлиять на смягчение наказания. Либо на ситуацию можно повлиять через дипломатические каналы. Почему наш МИД зачастую не горит желанием это делать?
Дело в том, что Россия сама ужесточает антинаркотическое законодательство внутри нашей страны, и пытаться вытащить кого-то из россиян в других странах из-за преступлений, связанных с наркотиками, было бы примером юридического и политического о лицемерия»,
— уверен юрист.
По словам адвоката Алексея Бинецкого, россиян, попавшихся с наркотиками в Таиланде, Сингапуре или других странах региона, будет трудно даже обменять на граждан этих стран, которые за аналогичные преступлений задержаны на российской территории. «У нас, в частности, присутствуют в местах лишения свободы филиппинцы, но есть проблемы с их обменом. И власти РФ, и власти этих стран серьезно сейчас борются с незаконным оборотом наркотиков, и на какое-то смягчение ответственности за подобные деяния идут крайне неохотно», — отметил он.
Исчерпаны, по словам Бинецкого, и коррупционные возможности помощи россиянам в азиатских странах. «Коррупция, там, конечно есть, она широко практикуется при «решении вопросов», в том числе и в подобных случаях. Но это касается граждан самих стран Юго-Восточной Азии. В частности, в Таиланде в некоторых случаях что-то можно сделать таким путем для смягчения вины человека. Но если вы иностранец, то никто из местных властей на это, скорее всего, не пойдет — так как лишний риск и тайским властям не нужен. В Европе ответственность гораздо мягче. Там хорошие удобные тюрьмы, сроки маленькие, есть медицинская страховка для осужденных, даже зубы можно вставить, пока сидишь. А вот в США, Юго-Восточной Азии или в Японии ответственность крайне жесткая», — уверен Бинецкий.