Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, позволяющий блокировать звонки «телефонных террористов» по требованию правоохранительных органов или Роскомнадзора. Новый закон также обязывает операторов связи передавать номер абонента-отправителя в неизменном виде при отправке SMS-сообщений. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
В пояснительной записке к законопроекту было указано, что сейчас технически возможна отправка SMS-сообщений с номеров, которые не принадлежат отправителю сообщения, но при этом находятся в так называемом ресурсе нумерации. Фактическая подмена номеров позволяет абоненту-отправителю избежать блокировки реального номера, с которого происходит рассылка SMS.
24 ноября Госдума в третьем чтении приняла законопроект о блокировке номеров «телефонных террористов» по запросу правоохранительных органов.
Днем ранее в ходе второго чтения в законопроект был внесен пункт о предоставлении операторами реальных номеров SMS-отправителей. Спикер Госдумы Вячеслав Володин объяснил смысл принимаемого законопроекта. По его словам, если правоохранительные органы установят, что через определенный звонок поступает информация «о ложных каких-то вопросах, связанных с заложенными бомбами, угрозами», то они вправе будут оперативно принимать решение о блокировке этого звонка и обращаться к оператору сотовой связи с соответствующим требованием.
Спикер Госдумы добавил, что «как правило, эти звонки приходят к нам из-за рубежа». Эта поправка, по словам Володина, дает возможность правоохранительным органам «оперативно принимать решения и снимать те вопросы, которые несут эти звонки, терроризируя население».
В середине ноября в Мосгордуме предлагали ужесточить ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма или так называемый «телефонный терроризм», признав его тяжким преступлением. В таком случае минимальный срок наказания за это деяние составил бы 10 лет лишения свободы.
Эту инициативу депутатов положительно оценили замруководителя столичного главка полиции Александр Половинка и глава Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС по Москве Андрей Алпатов. Алпатов напомнил, что за текущий год подразделения МЧС выезжали на 620 «заминированных» объектов в Москве и области. Тем не менее, наказать злоумышленников на практике оказывается не так просто — поскольку зачастую звонки поступают из-за рубежа, неясно, как привлечь преступников к ответственности, если они находятся за пределами досягаемости российского правосудия.
Чтобы перевести «телефонный терроризм» в категорию особо тяжких преступлений, необходимо внести поправки в действующую статью 207 УК РФ. Сейчас в соответствии с этой статьей человеку, предоставившему ложную информацию о теракте, грозит штраф до 200 тыс. рублей, а также лишение свободы сроком до пяти лет.
Звонки «телефонных террористов» обрушились на российские города в начале сентября — первой «жертвой» стал Омск, где 10 сентября из-за сообщений о минировании были эвакуированы несколько кинотеатров, а также торговые центры и школы.
За последующие несколько дней «телефонные террористы» дозвонились в полицию Брянска, Уфы, Ставрополя, Челябинска, Екатеринбурга, Магадана, Южно-Сахалинска и Перми и других городов, неизменно сообщая о бомбах в общественных местах. С 13 сентября звонки с угрозами о взрыве обрушились на Москву, а 14 сентября — на Санкт-Петербург. Сотрудники правоохранительных органов все еще фиксируют случаи «телефонного терроризма», хотя основная волна, похоже, миновала.
Правоохранительные органы и спасательные службы обязаны выезжать на каждый вызов с сообщением о минировании и проверять полученную информацию. При этом сообщения о бомбах, поступавшие с сентября, ни разу не подтвердились. Менее чем за месяц «телефонного террора» ущерб от ложных звонков о «минировании» объектов в России превысил 300 млн рублей — такую сумму назвал 6 октября директор ФСБ России Александр Бортников.