В последние годы резко увеличился поток переселенцев в Европу, который вызвал «миграционный кризис» 2015-2016 годов. Значительная часть прибывших в страны Старого света исповедовали ислам. В связи с этим специалисты американского неправительственного научно-исследовательского центра Pew Research Center составили прогноз роста численности жителей Европы, которые исповедуют ислам, до 2050 года. Они анализировали потенциальную динамику мусульманского населения 28 государств, входящих в Европейский союз, а также Норвегии и Швейцарии.
Специалисты Pew Research Center рассмотрели три возможных сценария роста численности мусульман. Первый из них основан на так называемой «нулевой миграции» в страны Старого света в дальнейшем, то есть предполагает, что поток мигрантов-мусульман в европейские государства внезапно снизится до совсем незначительного. В этом случае эксперты полагают, что в 2050 году доля мусульман в Европе составит 7,4% от общего числа ее жителей.
Рост численности мигрантов, исповедующих ислам, по мнению ученых, неизбежен даже при «нулевой миграции», так как в целом они моложе людей, исповедующих иные религии (средний возраст европейского мусульманина сегодня на 13 лет ниже христианина Старого света), кроме того, мусульманские женщины, в среднем, рожают больше одного ребенка.
Второй сценарий, предложенный Pew Research Center, предполагает, что интенсивный поток миграции в Европу, который исследователи наблюдали в 2015-2016 годах, вновь снизится до уровня 2013-2014 годов. Тогда, по мнению специалистов, число исповедующих ислам в 2050 году составит 11,2% населения стран Старого света.
Третий же сценарий предполагает, что крайне высокий уровень миграции из мусульманских стран сохранится, и тогда к указанному сроку 14% от общего числа жителей Европы будут мусульманами.
По статистике, в середине 2016 года мусульмане составляли 4,9% от общего числа жителей Европы, что на 19,5 миллионов (или на 3,8%) больше уровня 2010 года. В целом же, как полагают сотрудники Pew Research Center, без миграции население Европы ждет существенный спад из-за снижения рождаемости и все более быстрого старения населения. При «среднем» прогнозе на миграцию мусульман население Старого света останется на стабильном уровне, а при третьем варианте развития событий общее число жителей стран ЕС, а также Швейцарии и Норвегии вырастет, хотя и незначительно.
Авторы доклада отмечают, что мусульманское население Европы с 2010 по 2016 годы растет существенно, как благодаря мигрантам, так и благодаря рождению новых детей в мусульманских семьях. Отмечается, что эта религиозная группа достаточно устойчива. За указанный период времени только 160 тыс. человек из числа исповедующих ислам отказались от этого вероисповедания в пользу другой религии или стали атеистами.
Исследователи также подчеркивают, что степень влияния мусульман на каждую страну Европы в отдельности существенно отличается. Так, при «интенсивном» росте миграции ожидается, что доля исповедующих ислам в Германии к 2050 году составит 20% от общего населения (в середине 2016 года их было около 6%). Это связано с либеральной политикой по отношению к мигрантам, которую в последние годы проводили немецкие власти. При «среднем» прогнозе этот показатель к 2050 году достигнет 11%, а при «нулевой миграции» — 9%.
Кроме того, исследователи уверены, что крайне серьезное увеличение доли мусульман ожидает Швецию. При условии полного прекращения прибытия новых людей, исповедующих эту религию, к 2050 году этот показатель составит 11%, при «среднем» варианте — 21%, а если уровень миграции останется на уровне 2015-2016 годов — целых 31%. Сейчас 8% населения этой страны — мусульмане.
Третьей страной, число мусульман в которой, как ожидается, серьезно возрастет, согласно оценкам Pew Research Center, будет Франция. В зависимости от сценария, там к 2050 году будет насчитываться 12,7%, 17% или 18% процентов верующих в Аллаха, соответственно.
В этой стране, как отмечают эксперты, ситуация осложняется тем, что там сейчас очень много мусульман-подростков, которые в ближайшем будущем станут родителями. Незначительный рост исповедующих самую молодую монотеистическую религию ожидает Польшу (при «нулевом» сценарии доля мусульман в стране упадет на 0,1%, при «среднем» и «наивысшем» — вырастет на 0,2%), Литву (0,1%, 0,2% и 0,2%), а также Словакию (0,1%, 0,6% и 0,7% соответственно).
При этом эксперты, проводившие исследование, оговорились, что точный прогноз давать затруднительно, так как, во-первых, уровень миграции зависит не только от политических и экономических условий в странах, откуда устремляются переселенцы в поисках лучшей жизни, но и от того, как меняется политика государства к мигрантам и социальные условия внутри Европейского союза.
Еще одним фактором, который может внести существенные корректировки в прогноз, остается то, сколько мигрантов в ближайшее время получат в странах Старого света легальный статус.
Как показывает статистика, с 2010 по 2016 годы в Европу прибыли 3,7 млн мигрантов-мусульман, но только 2,5 млн из них имеют в настоящий момент легальный статус. Порядка 1,3 млн сейчас ожидают решения вопроса о предоставлении им статуса беженца. Исследователи Pew Research Center, исходя из имеющейся статистики выдачи этих документов, отмечают, что, по всей видимости, почти миллион человек из числа исповедующих ислам получат отказ в получении статуса вынужденного переселенца.
Что же касается стран-доноров мусульманского населения в Европу, то первое место пока стабильно удерживает Сирия. С 2010 по 2016 годы из этой страны прибыло 710 тыс. человек, из которых 91% — мусульмане. На втором месте стоит Афганистан, откуда за последние шесть лет перебралось 180 тыс. человек, на третьем — Ирак, из которого приехали около 150 тыс. человек. Подавляющее число приезжих из этих государств бежали от последствий не утихающих военных конфликтов. Значительное число переселенцев прибывает также из Марокко, Бангладеш и Ирана.
В материалах исследования сказано, что в странах Европы в значительном объеме представлены три группы людей, исповедующих ислам: сунниты, шииты и суфисты. Некоторые из них утверждают, что их религия в очень незначительной степени определяет их повседневный образ жизни, другие же говорят, что их каждодневный уклад практически полностью определен нормами шариата. Однако процентное соотношение обеих групп не входило в задачу исследования.
Что касается мигрантов, которые исповедуют прочие религии, то после мусульман второе место удерживают христиане. С 2010 по 2016 годы в государства Старого света переехали на постоянное жительство 1,9 млн людей, исповедующих христианство. Далее следуют атеисты: их за указанный период перебралось 410 тыс. человек. Еще 390 тыс. мигрантов за последние пять лет оказались буддистами, а 350 тысяч — индуистами.
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко считает, что
исключить проникновение мусульман в органы власти и на руководящие посты в государствах Евросоюза в ближайшей перспективе нельзя, более того, это уже происходит.
«Например, мэр Лондона — пакистанского происхождения, у него и мама и папа — пакистанцы. Но он родился и вырос в Лондоне. Я бы обратил внимание не столько на этническое происхождение того или иного политика, сколько на то, каких норм и жизненных ценностей он придерживается.
Если человек живет в стране и усваивает ее нормы культуры, социальные нормы — то это одно, если же он идет в органы власти для того, чтобы отвергнуть существующие ценности и привнести другие — это может привести к расколу в обществе той или иной европейской страны. В целом же многие этнические общины выходцев из Африки или Турции по своей структуре неоднородны, в них прослеживаются различные тенденции», — сказал специалист.
По его словам, сейчас европейцев часто пугают, что приход к власти политиков-мусульман вызовет серьезные социальные изменения в том или ином государстве, подобный сценарий, к примеру, описан в романе французского писателя Мишеля Уэльбека «Покорность».
Однако Оленченко считает, что реалистичность подобных прогнозов еще очень сильно зависит от конкретного европейского государства.
«Скажем, в Италии сегодня много выходцев из Африки. Но там очень сильны родственные связи и весь бизнес основан на семейных традициях. А там, где есть фамильные традиции в экономике, там и политическая власть вокруг них концентрируется, и вряд ли выходцы из Северной Африки получат какие-то ключевые посты в итальянских органах власти», — рассуждает специалист.
В качестве противоположного примера он привел Швецию, где коренное население более разрозненно.
«На этом фоне в том или ином шведском населенном пункте вполне может произойти концентрация мусульманского населения, и они смогут добиться избрания на какой-то политический пост своего представителя за счет большей консолидации, чем местное население», — подытожил эксперт.