Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге приговорил бывшего главнокомандующего армии боснийских сербов Ратко Младича к пожизненному лишению свободы. Суд признал его виновным по 10 из 11 пунктов обвинения в военных преступлениях, которые включают в себя преступления против человечности.
МТБЮ постановил, что генерал несет прямую ответственность за артиллерийский и снайперский обстрел Сараева, а также за массовое уничтожение мужского населения в населенном пункте Сребреница. Произошедшее в Сребренице суд квалифицировал как геноцид (по этому пункту Младич признан виновным). Но что касается убийств и насилия в населенных пунктах Фоча, Ключ, Котор-Варош, Приедор, Сански-Мост и Власеница с мая по декабрь 1992 года, то суд подтвердил, что преступления сербами в отношение мусульман и хорватов были совершены на этнической почве, при этом не квалифицировал это как геноцид. Перечисленные деяния как раз и составляли единственный пункт обвинения, по которому Младич был оправдан.
Сам 74-летний офицер, несмотря на тяжелое состояние здоровья, присутствовал на вынесении приговора. В ходе оглашения приговора генерал пришел в ярость и стал кричать со своего места: «Ложь!». За это его удалили из зала суда.
Младич последовательно настаивал на своей невиновности. На первом заседании он сказал, что защищал свой народ и родину, и убивал противников не из-за национальности, а ради спасения своей страны. Защита генерала утверждала, что Младич просто исполнял приказы и не может быть привлечен к уголовной ответственности из-за расстройства памяти, поскольку ему трудно провести грань между реальностью и вымыслом. Тем не менее суд эти аргументы не убедили, и МТБЮ признал офицера виновным.
Будущий национальный герой боснийских сербов и подсудимый Международного трибунала родился в 1943 году, когда на Балканах полыхала Вторая мировая война. Его родное село Бажановичи было занято профашистскими карательными подразделениями хорватов-усташей, а отец Неджа был командиром партизанского отряда (в 1945 году он погиб в бою). Ратко в детстве заболел тифом и едва не умер.
Все эти события сказались на формировании личности Младича-младшего. После войны он закончил Военно-индустриальное училище под Белградом, а затем Военную академию и стал военнослужащим Югославской народной армии. Долгое время он служил в различных пехотных подразделениях, дислоцированных на территории Македонии, а перед самым распадом Югославии его перевели в крупнейший город Косова Приштину.
Летом 1991 года Младича назначили командующим 9-м армейским корпусом югославской армии, который правительство в Белграде попыталось использовать в качестве миротворцев, чтобы разделить хорватов и сербов, начавших вступать в вооруженные столкновения между собой в горных районах Хорватии. По воспоминаниям сослуживцев, Младич пытался помочь на этом посту местному сербскому населению, а иногда сам участвовал в разведке, переходя линию фронта в гражданской одежде, пользуясь документами хорватского офицера.
Весной 1992 года Младича перевели в Боснию и Герцеговину, назначив на должность командующего местным гарнизоном армии Югославии. В то время Босния провозгласила независимость от югославского государства, а ее лидер мусульманин Алия Изитбегович отдал приказ о повсеместном нападении на югославских военных. При этом местное сербское население, которое составляло более трети жителей республики, не признало независимости. Мусульманские боевики начали нападать на военных и гражданских лиц сербской национальности.
Самым громким случаем стал расстрел колонны военных, которые покидали Боснию в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями. По данным сербских источников, жертвами нападения стали 42 человека, 73 получили ранения, еще 215 солдат и офицеров попали в плен.
В отсутствие четких указаний из Белграда Младич фактически перевел оставшихся военных-сербов в состав создававшейся тогда армии боснийских сербов. Под его руководством эти подразделения осадили столицу страны Сараево. Город оборонял гарнизон, состоявший из более чем 37 тыс. человек, а сербы могли отвести на его взятие лишь 15 тыс.
Младич, получивший высшее военное образование, понимал, что взять город такими силами, скорее всего, не удастся, а потому распорядился окружить его и использовать преимущество сербов в артиллерии и танках.
Однако он не учел массовых жертв среди мирного населения города: при осаде погибли порядка четырех тысяч мирных жителей, а сотни тысяч человек в результате этих событий стали беженцами. Окружение и обстрел Сараева считается самым кровавым эпизодом войны на территории бывшей Югославии.
Вторым важным инцидентом, который ставят Младичу в вину, стало истребление мужского населения поселка Сребреница, взятого сербскими воинскими формированиями. Там было убито от семи до восьми тысяч мусульман. Этот геноцид считается самым крупным массовым убийством в Европе после Второй мировой войны.
Сам Младич позже в свое оправдание заявлял, что из этого села проводились постоянные атаки на сербское мирное население, которые сопровождались убийствами и изнасилованиями мирных жителей сербской национальности. Кроме того, офицер подчеркивал, что специально проводил операцию так, чтобы его наступающие подразделения двигались в форме подковы, чтобы дать уйти из Сребреницы мирным жителям. Неясной тогда осталась и роль миротворцев ООН, голландских военнослужащих. Они обязаны были не пропустить сербских военных в населенный пункт, однако на деле беспрепятственно дали сербам провести штурм Сребреницы.
В 1996 года Младича сняли с должности командующего штабом армии боснийских сербов, при этом он продолжал числиться военным армии Югославии. Лишь в 2002 году его окончательно уволили из армии, а пенсию генерал получал до 2005 года.
С 1996 года НАТО потребовало выдать офицера в МТБЮ, однако до тех пор, пока президентом Югославии оставался Слободан Милошевич, офицер был на свободе и, например, открыто посещал футбольные матчи.
Однако в 2000 году Милошевич потерял власть, и Младич скрылся от глаз общественности. Долгое время никто не мог понять, где он находится. Правительство Сербии, которая стала правопреемницей Югославии, даже объявила награду в €10 млн за поимку бывшего генерала. 11 человек, которые якобы помогали ему скрываться, были арестованы.
Согласно документам, обнародованным WikiLeaks, ФСБ России знала о местонахождении Младича, но скрывала эту информацию. Только в 2011 году сербским правоохранителям удалось задержать Младича. Под усиленным конвоем жандармерии его перевезли в аэропорт Белграда, откуда экстренно доставили в Гаагу. По всей Сербии и сербской части Боснии и Герцеговины в связи с этим прошли крупные митинги протеста. А Бориса Тадича, который занимал пост сербского президента, многие стали считать предателем интересов родины.
Власти Сербии перед отправкой офицера в Гаагу разрешили ему посетить могилу дочери, Анны Младич. Она покончила с собой в разгар гражданской войны, в 1994 году, хотя сам Ратко неоднократно заявлял, что не верит в ее добровольный уход из жизни.
Судебный процесс над генералом продолжался 11 лет. За это время к пожизненному сроку лишения свободы был приговорен сербский генерал Здравко Толимир, ближайший помощник Младича в годы войны. В 2016 году он скончался в нидерландской тюрьме. В том же году к 40 годам тюрьмы был приговорен Радован Караджич, президент Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины, военным руководителем которой был осужденный Младич.
Большинство сербов считает Младича национальным героем. Соцопросы, проведенные в Сербии в 2009-2010 годах, показали, что от 65% до 78% жителей страны были против выдачи офицера в МТБЮ.
Противники суда над Младичем подчеркивают, что МТБЮ не осудил многих мусульман и хорватов, которые спровоцировали гражданскую войну.
Власти Сербии в 2009 году объявили в международный розыск 19 человек в связи с массовым убийством военных из Югославии на Доброволячкой улице в Сараево. В этом списке фигурировали, в том числе, бывший член президиума Боснии и Герцеговины Эюп Ганич и отставной генерал армии Боснии и Герцеговины Йован Дивяк. Первый был задержан в Лондоне, а второй — в Вене, но вскоре оба были отпущены местными судами.
В то же время в глазах славян-мусульман (боснийцев), хорватов и иных жителей бывших югославских республик Младич предстает преимущественно как военный преступник или даже маньяк, которого обвиняют в гибели тысяч гражданских лиц. Западная пресса, поддерживающая суд над Младичем, называет генерала не иначе как «боснийским мясником».
Офицер не оставил равнодушным к своей персоне даже деятелей искусства. Так, канадская группа Godspeed You! Black Emperor записала 20-минутную композицию «Mladic», а российский режиссер Бакур Бакурадзе снял фильм «Брат Дэян» о годе жизни одного из балканских генералов накануне ареста и Гаагского трибунала. Прототипом главного героя стал Ратко Младич. Он также стал прототипом героя фильма Брэда Силберлинга «Обычный человек», который был снят в нынешнем году.