Террористическая организация «Исламское государство» (запрещена в РФ) заявила, что совершивший в Нью-Йорке теракт узбек Сайфулло Саипов является «одним из солдат халифата».
Фактически ИГ взяло на себя ответственность за теракт в Нью-Йорке, совершенный 31 октября.
Об этом сообщает подконтрольная ИГ еженедельная газета «Аль-Наба». При этом, как передает Reuters, издание «не стало предоставлять каких-либо свидетельств или подтверждений своему заявлению».
Тем временем президент США Дональд Трамп вновь потребовал казнить Сайфулло Саипова за совершенный теракт, в котором погибли восемь человек и пострадали более двенадцати.
«Мне бы очень хотелось отправить нью-йоркского террориста в Гуантанамо, но статистически это процесс занимает гораздо больше времени, чем если идти через федеральную систему», — написал в твиттере Трамп.
И тут же добавил, что есть что-то «уместное» в том, чтобы «оставить его там же, где он совершил свое ужасное преступление».
«СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР!», – написал Трамп в свойственной ему экспрессивной манере.
Трамп уже второй раз требует казнить террориста Саипова — первое намерение американский президент высказал накануне, 2 ноября.
«Нью-йоркский террорист был счастлив, попросив повесить флаг «Исламского государства» в своей больничной палате. Он убил восемь человек, серьезно ранил 12. ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬ СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР!», — написал Трамп (стилистика автора сохранена. — «Газета.Ru»).
Подобные эмоциональные заявления могут нарушить американскую Конституцию
— Трамп таким образом может пытаться повлиять на решение судебной ветви власти, считает лидер Американского союза защиты гражданских свобод (ACLU) Энтони Ромеро.
«Реакция президента Трампа на трагедию в Нью-Йорке — проявление проводимой им антиконституционной политики. Отправка Саипова в Гуантанамо или обращение с ним как с «вражеским комбатантом» станут нарушением должного процесса правосудия и верховенства права. Федеральная судебная система более чем способна справиться с делами, касающимися терроризма», — приводит его слова ТАСС.
Вопрос об опасности влияния на суд со стороны Трампа журналисты задали на брифинге в Белом доме помощнику президента по национальной безопасности Герберту Максмастеру.
Макмастер, генерал армии США, заявил, что
«президент [Трамп] хочет, чтобы американская нация чувствовала себя защищенной от таких убийц
и чтобы наша судебная система имела в своем распоряжении все средства, необходимые для противодействия подобным угрозам».
В четверг, 2 ноября, на пресс-конференции врио прокурора Манхэттена Джун Ким заявил, что террористу грозит либо пожизненное заключение, либо смертная казнь. «Максимальное за второе обвинение — смертная казнь, за статью материальная поддержка терроризма — пожизненное заключение», — отметил Ким.
После террористической атаки прошло около 24 часов, добавил врио прокурора, и расследование в настоящий момент активно продолжается.
Вопрос о жизни и смерти преступника будет зависеть от решения суда.
«Посмотрим, по каким пунктам ему будут в итоге предъявлены обвинения. Некоторые из них могут караться смертной казнью», — пояснил Джун Ким.
Гражданин Узбекистана Сайфулло Саипов попросил повесить флаг ИГ в своей больничной палате в госпитале Бельвью, сообщает New York Post со ссылкой на источник в правоохранительных органах города.
Кроме того, террорист заявил, что «ощущает себя замечательно» в ответ на вопрос о совершенной им атаке.
Обвинители заявляют, что Саипов был вдохновлен совершить массовое убийство просмотром часов игиловских снафф-видео (ролики, демонстрирующие убийства) на своем телефоне и «планировал гнусную атаку более года».
«В частности, Саипов был мотивирован совершить теракт после просмотра видео, в котором лидер ИГ Абу Бакр аль-Багдади спрашивает у мусульман в США и других странах мира, что они сделали в ответ на убийства мусульман в Ираке», — говорится в тексте федерального обвинения.
Смартфон Саипова был полон исламистского контента — полиция нашла на нем около 3,8 тыс. картинок и более 90 видео, являющихся пропагандой ИГ.
New York Post сообщает, что Саипов прибыл из Узбекистана в США в 2010 году. Соседи описывают террористка как «продолжительного радикала, не платившего налоги, игнорировавшего ордеры и пугавшего собственного имама эмоциональной напряженностью».
Саипов «всегда выглядел так, как будто таил какой-то темный секрет», рассказал изданию сосед террориста Хосе Мехиа.
«Как будто он постоянно что-то скрывал, всем своим внешним видом показывал скрытность», — прокомментировал сосед убийцы.
Другая соседка, Мария Ривера, заявила, что жена Саипова, 24-летняя Нозима Одилова, разделяла закрытость и холодность мужа, не отвечая на приветствия и обращения. Саипов и Одилова поженились в 2013 году, у пары родились две дочери и ожидается рождение сына, сообщил имам Сайфулло.
Один из экс-коллег террориста, водитель грузовика узбекского происхождения Миррахмат Муминов вспомнил, что Саипов выглядел как «очень несчастный в жизни человек».
Есть и противоположная точка зрения: другой знакомый Саипова Кобилджон Маткаров рассказал, что тот «был очень счастливым человеком». «Он любил США, и он не террорист. Он всегда счастлив, все время улыбается», — сказал Маткаров.