Уголовную ответственность за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних предложил ввести начальник отделения по борьбе с педофилией Управления организации борьбы с преступлениями против личности ГУУР МВД России Сергей Алабин. Об этом он заявил во время выступления в Госдуме.
По словам представителя полиции, административное наказание за данное деяние не выглядит достаточной мерой, так как предусматривает исключительно штрафы: «Если установить уголовное наказание, то мы сохраним наше поколение, которое не должно вырасти ориентированным на педофилию и нетрадиционные отношения».
Если инициатива Алабина будет реализована, она еще больше ужесточит действующее законодательство. В 2013 году Госдума приняла закон, который устанавливал административную ответственность за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Одновременно информация, пропагандирующая гомосексуализм, была отнесена к запрещенной для распространения среди детей. За нарушение указанных в статье 6.21 КоАП положений полагается штраф от 4 до 5 тыс. рублей для физлиц и от 40 до 50 тыс. рублей для юрлиц. Что же касается должностных лиц, то им в случае подобного проступка придется заплатить от 800 тыс. до миллиона рублей. Если же пропаганда будет вестись через СМИ, то это увеличивает штраф для физлиц от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, для юрлиц — от 100 до 200 тыс. рублей, а для должностных — до миллиона рублей, либо грозит приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Новая инициатива вызвала неоднозначную реакцию. Так, адвокат Сергей Панченко считает, что введение уголовной ответственности за пропаганду чего бы то ни было приводит к серьезным злоупотреблениям со стороны правоохранителей. «Понятие «пропаганда» в законодательстве очень тяжело определить. А вообще все
это очередная попытка ввести уголовную ответственность за словопреступление.
Здесь мы будем упираться в вопрос разграничения ответственности за какие-либо действия и вопрос ответственности за выражения своего мнения. Я считаю, что в нормальном, цивилизованном обществе невозможно вводить ответственность за выражение мнения ни по какому поводу, если это не повлекло само по себе каких-либо тяжких последствий», — сказал юрист.
Панченко отметил, что в российских реалиях термин «пропаганда» не определен, а введение ответственности за пропаганду чего-либо приведет к избирательным репрессиям. «Этот вопрос обсуждался во всех развитых странах, везде он решен одинаково: не может быть ответственности за так называемую пропаганду, если это не причинило ущерб чьим-либо охраняемым законом интересам. Разграничить пропаганду и просто выражение человеком своего мнения по какому-то вопросу не представляется возможным», — полагает адвокат. Панченко рассказал, что в свое время Верховный суд США принял решение: нельзя кричать «Пожар» в переполненном театре. Такое выражение мнения может создать давку и привести к жертвам. Но если кричать то же самое, то есть формально выражать свое мнение в пустом театре или, скажем, в чистом поле, то в отсутствие потенциальных негативных последствий это считается вполне допустимым.
Коллега Панченко Александр Карабанов считает, что введение уголовной ответственности за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних вполне допустимо. «Как православный человек я считаю гомосексуализм психологическим отклонением, но каждый человек может заниматься чем угодно, но при этом он ни должен нарушать ни законодательство, ни свободу другого человека. Если идет пропаганда психического отклонения среди несовершеннолетних (а это люди с неокрепшей психикой), то я считаю, что это есть посягательство на их свободу. За это нужно вводить уголовное наказание», — заявил юрист. Он согласился с тем, что определить, что именно является пропагандой, а что нет, будет трудно. «Это системное вовлечение человека в круг чуждых до этого ему интересов. Это разные методы и приемы, на грани психологии и социологии, но под систему это подвести можно», — заключил Карабанов.
Бывший следователь СК РФ, а ныне адвокат Вадим Багатурия считает заявление Алабина пиар-ходом. «Критерии «пропаганды» нетрадиционных сексуальных отношений уже прописаны в КоАП РФ и сформированы судебной практикой, поэтому юридических проблем перенос нормы из кодекса в кодекс не вызовет. Что касается инициативы работника МВД, то ничем иным, как попыткой сесть в уходящий поезд шумной «антигейской и антипедофильской» кампании, начатой председателем СКР, это назвать нельзя», — сказал он. Вместе с тем адвокат отметил, что
реализация инициативы МВД может привести к серьезным злоупотреблениям полномочиями со стороны следователей и судей, как это произошло с «антиэкстремистскими» статьями, по которым человек оказывается в колонии за репосты той ли иной статьи или картинки.
«Волне возможно, что неэффективная судебная система России пойдет по пути наименьшего сопротивления и не будет оправдывать подсудимых даже при очевидной малозначительности подобных действий», — отметил Багатурия.
Очень долго на протяжении истории человечества в странах Европы за гомосексуализм были предусмотрены очень суровые наказания, вплоть до смертной казни. Первым государством, отменившим уголовное преследование за однополый секс, стала Андорра в 1790 году. Вторым государством — Франция эпохи Великой французской революции. В США в колониальные времена однополые акты карались смертной казнью. В 1779 году Томас Джефферсон, бывший в то время законодателем штата Вирджиния, внес проект закона, по которому за мужеложество полагалась кастрация, а за лесбиянство — прокалывание носовой перегородки носа с диаметром отверстия не менее полудюйма. Это считалось максимально возможным проявлением либерализма. Штат Иллинойс стал первым американским штатом, легализовавшим однополые отношения, лишь в 1961 году. И лишь в 2003 году Верховный суд США счел неконституционными все нормативные акты, которые запрещают нетрадиционные сексуальные отношения.
В отличие от многих других стран, в истории России уголовного преследования за однополые акты долгое время вообще не существовало. Первые карательные меры были введены лишь Петром I в 1706 году и распространялись только на военнослужащих. Затем в 1832 году в законодательство России уголовное преследование за мужеложество ввел Николай I. После Октябрьской революции преследование за мужеложество в РСФСР было отменено, но вернулось в Уголовный кодекс в 1934 году и оставалось в нем до 1993 года. Сейчас уголовное преследование за гомосексуальные отношения по-прежнему сохраняется в 76 странах мира, а в Иране, Йемене, Мавритании, Саудовской Аравии и Судане, а также в некоторых регионах Нигера и Сомали гомосексуальные контакты караются смертной казнью.
Педофилам — пожизненное
Помимо ужесточения наказания за пропаганду гомосексуализма, накануне парламентарии также предложили сделать более жесткой ответственность и за педофилию. Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила ввести за нее наказание в виде пожизненного лишения свободы. Чтобы убедить коллег, парламентарий призвала на помощь статистику. По ее словам, за первое полугодие 2017 года в России возбудили 7 тыс. уголовных дел «по факту половых посягательств против несовершеннолетних». Это на 1 тысячу больше, чем за аналогичный период прошлого года. Жертвами таких преступлений, по словам вице-спикера, стали 5 тыс. детей. Она отметила, что
значительная часть этих преступлений совершена не рецидивистами: «Это новые преступники, это лица, которые не находились в поле зрения правоохранителей, которые ранее не совершали других преступлений в абсолютном большинстве случаев».
Сейчас, согласно российскому уголовному законодательству (статьи 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации), основное наказание за изнасилование несовершеннолетнего или насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) может составлять, в зависимости от возраста потерпевшего (потерпевшей) и других обстоятельств, от 8 до 20 лет лишения свободы и пожизненное лишение свободы. Допускается также применение в качестве дополнительных наказаний ограничение свободы и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.
Отметим, что ужесточать «антипедофильское» законодательство пытаются разные страны мира. Например, в 2008 году на референдуме граждане Швейцарии проголосовали за отмену сроков давности по преступлениям, связанным с педофилией. А в США создана многоуровневая система борьбы с педофилией и детской порнографией. Конкретные сроки наказания там различаются в зависимости от штата, характера преступления, возраста жертвы и иных обстоятельств, обычно это от десятков лет до нескольких пожизненных сроков. Кроме того, в некоторых штатах человек, отбывший наказание за педофилию, должен сообщить об этом факте своим соседям. В случае, если он этого не сделает, его может дополнительно наказать инспекция, надзирающая за его поведением.