Следственный комитет России в последнее время возбудил несколько уголовных дел в отношении постовых полицейских по статье «превышение должностных полномочий». Разбирательства начались после того, как полицейские в грубой, по мнению следователей, форме задерживали хулиганов. Но зачастую тех людей, в отношении которых была применена сила, остановить иным способом было трудно, считают полицейские.
Нетоварищеский суд над товарищем Суховым
Перовский районный суд Москвы арестовал 35-летнего Михаила Сухова по просьбе следствия. Ему предъявлено обвинение по части 3 статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий с применением насилия». Поводом для уголовного преследования стала история, которая произошла еще в апреле нынешнего года. Тогда арестованный служил в патрульно-постовой службе полиции в ОВД по району Измайлово. В одно из его вечерних дежурств 47-летний Владимир Кириченко, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пнул собаку местной жительницы, после чего несколько раз ударил саму хозяйку животного. Когда за нее заступился прохожий, хулиган начал бить и его. Драка Кириченко с этим человеком зафиксирована на видеокамере наружного наблюдения. Очевидцы событий вызвали полицию, но
злоумышленник оказал активное сопротивление наряду, нанеся два ножевых ранения полицейскому. На подмогу приехал другой экипаж, в состав которого входил и Сухов. Им удалось повалить Кириченко на землю, при этом Сухов нанес ему несколько ударов по лицу.
В результате хулиган был задержан. Позже выяснилось, что ранее он уже был судим.
«Ситуация стала развиваться в негативную для Сухова сторону с прошлой недели. В апреле было само событие, в августе было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц, и только в начале октября моему клиенту предъявлено обвинение и суд заключил его под стражу. Хотя все предыдущие судебные прецеденты говорили об оправдании по аналогичным делам: и в законе «О полиции», и в УК РФ написано, что полицейские имеют право применять приемы борьбы для задержания правонарушителя. Да и что делать со здоровенным мужчиной, который избил прохожих и ранил полицейского ножом? Целоваться с ним, что ли?», — говорит «Газете.Ru» адвокат бывшего полицейского Александр Железников.
При этом еще за два месяца до предъявления обвинения Сухов уволился из полиции по собственному желанию. «Дело по Кириченко передано в суд, он находится под стражей и обвиняется в покушении на убийство. Основным доказательством по делу уже самого Сухова является видеозапись из подъезда. На ней видно, как мой доверитель наносит удары, а того, как злоумышленник отбивается и таким образом не дает заковать вторую руку в наручники, не видно. Заключение экс-полицейского под стражу крайне нелогично: он никуда не скрывался, сотрудничал со следствием, кроме того, у Сухова маленький ребенок, семья, то есть бежать ему просто некуда», — подчеркнул адвокат.
Он добавил, что у потерпевшего единственное повреждение — царапина на ухе, что подтверждается справкой из ИВС, куда он поступил сразу после задержания. «Даже при самом строгом подходе к этой ситуации домашнего ареста было бы более чем достаточно», — сказал Железников. Адвокат также обратил внимание на то, что следователи приняли «странное» решение по квалификации деяния потерпевшего Владимира Кириченко. «В отношении Кириченко дело возбуждено по статье «убийство» в части, касающейся покушения на человека при исполнении служебного долга, хотя там есть признаки статьи 318 «Покушение на жизнь сотрудника правоохранительных органов», где ответственность жестче — вплоть до пожизненного срока», — пояснил защитник.
Дело Сухова вызвало серьезный общественный резонанс, и бывшего полицейского в изоляторе навестил член Общественной наблюдательной комиссии Павел Пятницкий. По итогам своей беседы с полицейским он отметил, что
следователь московского управления СК РФ Елистартов изначально допросил Сухова как свидетеля и предложил сознаться в содеянном, обещая отправить его за это под домашний арест, а не в СИЗО. Но бывший постовой полицейский отказался это сделать, и тогда его отправили под стражу.
После рассказа Пятницкого и публикаций в ряде СМИ свой комментарий выпустила и пресс-служба управления СК РФ по Москве. «Установлено, что вечером 07 апреля 2017 года к подъезду жилого дома, расположенного по улице Чечулина в городе Москве, по сообщению о происшествии прибыл наряд полиции. Сотрудники пресекли противоправные действия жителя столицы, который напал с ножом на полицейского, а затем сдался и лег на землю лицом вниз, после чего ему надели наручники. Спустя пять минут после задержания на место прибыл полицейский Сухов и без наличия к тому законных оснований, явно превышая свои полномочия, избил обездвиженного и не оказывающего сопротивления задержанного, причинив ему физическую боль и телесные повреждения в виде ссадин. Все произошедшее было зафиксировано уличной камерой видеонаблюдения», — говорится в сообщении ведомства. Там также подчеркивается, что «в целях противодействия следствию в средствах массовой информации распространяется искаженная информация о якобы правомерном применении Суховым насилия в отношении потерпевшего при задержании. Однако данная позиция опровергается материалами уголовного дела».
Не тем ударился о воду
В августе нынешнего года с участием полицейских ОВД «Измайлово» произошла еще одна скандальная история. Двое патрульных прибыли на 5-ую Парковую улицу по вызову местных жителей, которым не нравилось, что некий мужчина распивает пиво на детской площадке и нецензурно выражается. Полицейские доставили правонарушителя в отдел. Там выяснилось, что им оказался ранее судимый за разбой Павел Жаров, причем к моменту задержания он был под надзором органов ФСИН. Сам Жаров и полицейские, его задержавшие, выдвигают различные версии последующих событий. Как следует из заявления Жарова в Следственный комитет и в постановлении о возбуждении уголовного дела, полицейские избили его в ходе задержания, а потом еще и в отделении полиции. Однако сами бойцы ППС утверждают, что в ОВД он сам начал биться головой о кафельный пол до тех пор, пока у него на начала идти кровь из лобной части головы. В распоряжении «Газеты.Ru» есть видеозапись, на которой видно, как Жаров ходит по отделу с разбитой головой, из которой идет кровь. «Ты зачем бился головой об пол, дурачок?», — спрашивает его голос за кадром. В ответ мужчина заявляет, что они сами избили его ногами, а он «накатает на них «телегу» в СК и прокуратуру и посадит». Следственный Комитет в итоге возбудил уголовное дело.
В постановлении о возбуждении дела, которое есть в распоряжении «Газеты.Ru» сказано, что оно ведется «в отношении неустановленных сотрудников полиции», однако руководитель паблика в социальной сети «ВКонтакте» «Омбудсмен полиции» отметил, что по этому делу арестованы двое полицейских — Павел Федосеев и Евгений Виноградов.
«В деле есть ряд противоречий. Согласно тому, что указано в постановлении о возбуждении уголовного дела, удары ему нанесли по спине. А на видео он в идеально чистой футболке, и в том месте, куда якобы были нанесены удары, нет ни единого пятнышка.
Есть также документы из скорой помощи, согласно которым данный гражданин сообщил врачу, что упал с лестницы. Спустя позже в деле появятся другие документы со «скорой», которые «правильные». А эти исчезнут. Но их все равно удалось достать. И них нет повреждений спины... а через некоторое время гражданин сходит в «травму», и повреждения спины появятся. Опять же, никто не знает, в какой период времени они ему были нанесены и кем. Учитывая его угрозы «я вас посажу», которые он произносит на видео, данный гражданин мог вступить с кем-то в сговор, и ему бы эти повреждения нанесли», — рассказал представитель «Омбудсмена полиции» «Газете.Ru».
«Газета.Ru» написала официальный запрос в Следственный комитет России с просьбой прокомментировать уголовное дело в отношении экс-пэпээсника Сухова, а также ситуацию с расследованием дела в отношении полицейских из ОВД «Измайлово». Однако ведомство к моменту публикации материала на него не ответило. В то же время на сайте СК РФ после обращения «Газеты.Ru» был опубликован комментарий официального представителя СК РФ Светланы Петренко. «К председателю Следственного комитета России обратились граждане с просьбой разобраться с ситуацией, касающейся привлечения к уголовной ответственности сотрудников полиции. Речь идет о двух случаях. В частности, в октябре текущего года сотрудник полиции пресекал действия мужчины, находившегося в состоянии алкогольного опьянения и совершавшего административное правонарушение на территории Восточного административного округа столицы. При этом действия самого полицейского были квалифицированы следователями о по статье Уголовного кодекса РФ о превышении должностных полномочий», — сказано в заявлении. Насчет второго дела Петренко упомянула только то, что оно «уже рассматривается в суде». «Александр Бастрыкин поручил подразделению центрального аппарата незамедлительно истребовать материалы уголовных дел, тщательно изучить их, проверить законность принятых процессуальных решений, в частности, о привлечении сотрудников полиции к уголовной ответственности», — сказано в заявлении. Адвокат Сухова Железников сказал «Газете.Ru», что накануне его принял глава управление СК РФ по Москве Александр Дрыманов и обещал объективно расследовать дело его клиента.
Работа из-под «палки»
Не менее резонансный случай с участием постовых полицейских произошел в Прокопьевске Кемеровской области. В августе 2016 года Кирилл Шукуров и Евгений Радчук задерживали нетрезвого мужчину, который шел по проезжей части и создавал тем самым опасность для себя и остальных участников движения. Мужчина ударил кулаком в лицо напарника Шукурова и бросился бежать. В ходе погони Шукуров сделал подсечку правонарушителю, тот упал и повредил себе голову. В итоге по заявлению задержанного в отношении обоих пэпээсников возбудили уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий». При этом СК РФ не стал возбуждать уголовное дело на мужчину, который прошел по делу потерпевшим. Следователи сочли, что он ударил полицейского неумышленно. Весной 2017 года Рудничный районный суд Прокопьевска приговорил обоих полицейских к трем годам колонии. Однако суд высшей инстанции отменил этот приговор и освободил обоих осужденных из-под стражи.
«Таково устройство нашей правоохранительной системы в целом, что все ее работники выполняют некий план. Вот спустили план в территориальное подразделение СК по статье «Превышение должностных полномочий», по которому нужно передать 10 таких дел. И руководство берет сотрудников, которым зачастую не более 25 лет, и те начинают копать что-то в старых материалах. Так и появляются дела, аналогичные инциденту с Шукуровым и Суховым», — прокомментировал «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах. В то же время он признал, что
еще пять или семь лет назад подобные истории вряд ли закончилась бы делами на полицейских, так как тогда следователи, как правило, выносили по таким случаем «отказные» материалы.
«Сейчас же полицейские стали бояться уголовного преследования и ведут себя крайне корректно по отношению к задерживаемым», — отметил собеседник «Газеты.Ru».
Глава профсоюза органов внутренних дел Михаил Пашкин также считает, что причина подобных дел в том, что руководство СК РФ требует от подчиненных улучшения статистических показателей раскрываемости преступлений, которые совершили работники полиции. «Высосанных из пальца дел по Москве, области, да и другим регионам полно. Вот сейчас идет следствие по бойцу ППС из Солнечногорска. История следующая: они с напарником погнались за подозреваемым в угоне машины. Он удирал от них пешком. Когда его догнали, тот дернулся, стал мешать надеть на себя наручники. И полицейский прижал его ногой к земле, а в результате стал фигурантом уголовного дела, сейчас сидит под домашним арестом», — рассказал Пашкин.
По его словам, так называемая «палочная» система характерна для органов внутренних дел в целом. «Недавно мне принесли аудиозапись, где дежурный связывается по рации с полицейскими, патрулирующими территорию ВДНХ. Он спрашивает: «У вас сегодня административная есть? В ответ ему говорят, что нет. Он отвечает, что это плохо и что надо «идти по злачным местам. То есть когда все в порядке — это плохо. То же самое и в СК РФ: когда в МВД все в порядке, это, видимо, плохо», — заключил руководитель профсоюза полицейских.