Первый гей-парад с момента объявления независимости прошел в крае Косово. Как пишут местные СМИ, в мероприятии, которое было организовано в минувшие выходные при значительной поддержке неправительственных организаций края, приняли участие порядка 300 человек. Они прошли маршем по центру столицы Косово, от площади Скандербега до площади Захира Паязити. Участники шествия несли традиционные для подобных мероприятий радужные флаги, а также воздушные шарики разных цветов.
Кроме рядовых участников парада, на «марш гордости», как его иногда называют в прессе, вышел министр по вопросам евроинтеграции Косово Дурат Хола, а также послы Великобритании и США в Приштине. Но
настоящим сюрпризом стало участие в мероприятии президента частично признанного государства Хашима Тачи. Он с 1993 года входил в незаконное, с точки зрения югославского законодательства, воинское формирование «Независимая армия Косово», боевики которой вооруженным путем добивались независимости Приштины от Белграда.
По данным ряда СМИ, именно Тачи отвечал за нелегальную доставку оружия и амуниции косовским боевикам с албанской территории. Впрочем, в открытых источниках есть данные о том, то он лично как минимум дважды участвовал в нападениях на сотрудников МВД Югославии: в 1993 году совместно с другими боевиками ОАК он атаковал колонну полицейских, когда она пересекала железнодорожный переезд у города Глоговац, в результате чего двое из них погибли, еще пятеро получили ранения.
Кроме того, в 1996 году Тачи также в составе группы совершил нападение на машину полиции Югославии, следовавшей по автодороге Печ-Косовска Митровица, из-за чего один сотрудник МВД погиб, еще один был ранен.
В 1997 году он был осужден югославским судом на 10 лет тюрьмы заочно и объявлен в международный розыск. Однако это не помешало ему представлять делегацию албанцев на переговорах с югославским правительством во французском Рамбуйе.
А после выхода из Косово подразделений югославской армии и полиции Тачи возглавил переходное правительство края. В настоящий же момент он занимает пост президента частично признанного государства.
Подавляющее большинство в Косове составляют албанцы мусульманского вероисповедания, которые негативно относятся к самой идее гей-парадов. По этой причине, как пишут местные СМИ, полиция перешла на усиленный режим несения службы в Приштине для обеспечения безопасности участников акции. К тому же накануне в социальных сетях были распространены призывы пресечь «шествие извращенцев» по центру косовской столицы. Впрочем, серьезных инцидентов, связанных с нарушением общественного порядка, во время проведения марша в городе не произошло.
Далеко не все политики решили почтить своим присутствием парад. Например, не пришел на акцию основной политический конкурент Хашима Тачи и его Демократической партии Косово, нынешний глава местного правительства Рамуш Харадинай. Он активно участвовал в боевых действиях против Югославии в 1998-1999 годах, а сейчас находится в международном розыске по запросу Сербии из-за преступлений, совершенных против сербского и цыганского населения края в ходе боевых действий.
Харадиная неоднократно приглашали принять участие в параде, однако он до последнего дня не давал внятного ответа на вопрос, будет ли он это делать. И только непосредственно в день проведения мероприятия его пресс-секретарь Халил Матоши отметил, что «у премьер-министра много дел, и он не сможет участвовать в шествии активистов движения ЛГБТ».
По мнению руководителя Центра изучения современного балканского кризиса Елены Гуськовой, проведение гей-парада в Косово ясно говорит о готовности региона войти в Европейский союз. «Одним из условий членства в ЕС является проведение гей-парада. Однако в консервативных странах бывшей Югославии этому долго сопротивлялись, и местное население, и власти. Спокойнее всего было с этим в Словении, там еще при социалистическом режиме существовали гей-клубы. С 2002 года гей-парады стали регулярно приходить и в Хорватии, хотя там иногда до сих пор случаются нападения на гомосексуалов», — пояснила эксперт «Газете.Ru». По ее словам,
дольше всего желанию ряда общественных сил провести гей-парад сопротивлялись Македония, Черногория и Сербия.
Регулярному проведению гей-парада в столице Сербии Белграде предшествовала долгая борьба. Попытка провести его в 2001 году вылилась в столкновения гей-активистов с националистами, футбольными фанатами и иными противниками этого мероприятия. Все это закончилось избиением шествующих на площади Республики в сербской столице, пострадали не менее 40 человек.
Следующая попытка провести парад была предпринята только в 2009 году, и несмотря на то, что местные политики неоднократно говорили, что смогут обеспечить общественный порядок, в последний момент власти страны и Белграда решили отменить его из-за проблем с безопасностью.
В 2010 году власти собирались предпринять еще одну попытку. Предполагалось, что в шествии по главным улицам сербской столицы примут участие множество местных политиков, а также посол США в Сербии. Однако противники парада вновь устроили беспорядки, а также подожгли офисы Демократической и Социалистической партий Сербии, чьи политики поддержали шествие. В итоге шествие срочно отменили. В многочисленных стычках пострадали 132 полицейских и жандармов, а также 25 гражданских лиц, и 249 человек были задержаны.
В 2011 году парад опять отменили, во многом из-за позиции патриарха Сербии Иринея, назвавшего это мероприятие «Парадом срама». Только в 2014 году Александр Вучич, ставший тогда главой правительства, решил провести гей-парад любой ценой.
За сутки до этого муниципальные службы собрали все камни и пустые бутылки с центральных улиц Белграда, чтобы свести к минимуму акты насилия в ходе шествия. И все же столкновений избежать не удалось, в них досталось в том числе и брату премьера Вучича, которого по ошибке избили бойцы жандармерии, приняв за хулигана.
С 2014 года гей-парады проходят в Сербии регулярно. А в 2017 году весной в шествии впервые принял участие премьер-министр страны. Это была Анна Брнабич, которая сама не скрывает своей гомосексуальной ориентации.
Сейчас единственным регионом бывшей Югославии, где пока не проводится официальных гей-парадов, остается Босния и Герцеговина, хотя в прошлом году в Сараево несколько десятков активистов вышли на несанкционированное шествие.
«Рано или поздно по сараевским улицам «марш гордости» все же будет проведен, так как власти мусульмано-хорватской части Боснии не скрывают своих стремлений войти в Евросоюз. В сербской части Боснии этого мероприятия не будет до тех пор, пока ее будет возглавлять Милорад Додик, который является противником этих мероприятий. Здесь интересна позиция Косово: пока что этот край не только не стал потенциальным кандидатом в члены ЕС, но и даже не подал заявку. Однако его руководители добровольно решили опередить события и провести парад», — отметила руководитель Центра изучения современного балканского кризиса Елена Гуськова.