В Замоскворецком суде Москвы в четверг, 12 октября была показана видеозапись, на которой запечатлена предполагаемая передача взятки в размере $2 млн экс-министру экономического развития РФ Алексею Улюкаеву. По мнению следствия, он получил ее во время встречи бывшего главы Минэкономразвития с руководителем «Роснефти» Игорем Сечиным в офисе компании. Кроме того, на заседании были воспроизведены аудиозаписи телефонных разговоров Улюкаева с Сечиным, сделанные накануне и в день задержания бывшего министра.
На показанной в суде видеозаписи видно, как под хвойным деревом стоит объемная сумка, которую потом Сечин передает Улюкаеву. В ней, вероятно, и лежали $2 млн.
После передачи сумки звучит диалог, уже известный по стенограммам, которые были зачитаны на предыдущих судебных заседаниях. Сечин начинает говорить о «поручении», которое, судя по записям прослушки звонков Улюкаева, они уже обсуждали накануне. «Во-первых, извини, что затянули с твоим поручением. Командировки, туда-сюда», — оправдывается глава «Роснефти».
В суде были также воспроизведены аудиозаписи телефонных разговоров Сечина и Улюкаева. С их содержанием все присутствующие на процессе были уже более-менее знакомы — опять же, по зачитанным ранее стенограммам. На первой записи Сечин приглашает Улюкаева заехать к нему в офис. «У нас есть не исполненное поручение, и вопросов много накопилось», — поясняет Сечин. Улюкаев соглашается и просит назначить встречу на 17:00.
Вторая запись сделана уже в офисе корпорации, на ней много посторонних шумов — разобрать слова собеседников довольно сложно. Если верить стенограммам, обнародованным ранее, в офисе Сечин выражает беспокойство по поводу отсутствия у министра куртки, приглашает его выпить чаю и напоминает забрать «корзиночку» с колбасой — свой фирменный подарок друзьям и коллегам.
Кроме того, глава «Роснефти» сообщает министру о выполнении некоего «задания». «Пока туда-сюда, собрали объем. Можешь считать, задание выполнено. Клади и пойдем чайку попьем», — говорит Сечин на записи, воспроизведенной в суде.
По окончании заседания адвокат Улюкаева Дареджан Квеидзе выразила свое недовольство представленными видеоматериалами. «Что именно доказали эти кадры? На них не видно лица, на записи не видно, что в сумке.
Я уверена в показаниях [Улюкаева — «Газета.Ru»], что там вино», — заявила Квеидзе корреспонденту «Газеты.Ru», пояснив, что незадолго до визита Улюкаева Сечин обещал министру, что «он его угостит таким вином, которое он никогда не пробовал».
В свою очередь, пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев назвал обнародование видеозаписи обоснованным. Доказательства, которые связаны с передачей взятки и другими обстоятельствами дела, оглашать уместно, в отличие от разговоров о рынке нефти и газа, отношениях с партнерами и разговоров о политике, передает слова Леонтьева РБК. По словам пресс-секретаря,
то, что глава компании Игорь Сечин ранее высказывал недовольство фактом обнародования расшифровки своего разговора с Улюкаевым, «это в первую очередь было недовольство оглашением текстов, никаким образом не связанных с процессом. Нельзя всуе разглашать конфиденциальную информацию».
Несколько предыдущих заседаний по делу Улюкаева были посвящены изучению письменных доказательств, прокуроры уже рассмотрели почти все 28 томов. 5 октября в Замоскворецком суде были зачитаны протоколы обысков, проведенных в кабинете и дома у экс-министра. Из кабинета Улюкаева были изъяты слитки драгоценных металлов, золотые монеты (некоторые из которых весили по 1 кг), а также $250 тыс наличными. Адвокаты Улюкаева утверждают, что изъятые ценности не имеют никакого отношения к делу, а оглашение сведений о личном состоянии — попытка обвинения создать отрицательное впечатление об имуществе экс-министра.
По делу Улюкаева уже были допрошены 12 из 30 свидетелей. В том числе, показания дал глава службы безопасности «Роснефти», генерал ФСБ Олег Феоктистов. На очереди — сам глава нефтяной корпорации Игорь Сечин и вице-премьер России Аркадий Дворкович. 3 октября защита Улюкаева сообщила, что Сечина могут допросить по видеосвязи. «Не допросить его и зачитать показания, которые Сечин дал на стадии следствия, у стороны защиты не выйдет. Так можно делать, только если с этим согласятся все стороны: и обвинения и защиты. А защитники с этим не согласятся. Теоретически закон предусматривает допрос по видеоконференции», — рассуждала адвокат.