Дарвиновский музей
Неофициальной датой основания музея считается 1905 год, когда ученый-зоолог Александр Котс посетил Дарвиновский зал в Британском музее. Тогда его поразило «богатство фактов и скудость, недосказанность объединяющей идеи», и ученый решил создать похожую, но более цельную экспозицию в России. Тем более, что энтузиазма у Котса хватило бы на десятерых. В своих воспоминаниях он писал: «С трех лет я себя чувствую зоологом, с пяти — музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относится к животным».
В 1907 году Котс был приглашен в качестве лектора на Московские высшие женские курсы. Лекции стали очень популярны благодаря его коллекции чучел и естественнонаучных препаратов, которые он привез из экспедиции в Сибирь.
Собственно, с этого момента и начинается официальная история музея.
В 1909 году Котс дополняет свою коллекцию новыми экспонатами чучел зверей и птиц, которые достались ему после смерти другого ученого-орнитолога Федора Лоренца. Котс предложил себя на роль финансового директора таксидермистской фирмы Лоренца, а зарплату получал чучелами, кроме того, он мог выкупать будущие экспонаты по льготной цене.
Через несколько лет зоолог решает посетить Европу. Во время поездки в Берлин он приобретает в том числе пять подлинных писем Чарльза Дарвина, которые также войдут в экспозицию музея.
Многие экспонаты музея имеют свою уникальную историю. Например,
чучело частичного альбиноса гималайского медведя, по легенде, привезли с сельскохозяйственной выставки, где на нее обратил внимание Владимир Ленин и попросил передать диковинку Дарвиновскому музею.
Еще одна история была связана чучелом белки и Котсом. Основатель музея вспоминал, что как-то раз, гуляя по московским улицам, он увидел в одном из окон чучело редкой белки. Пораженный такой удачей, Котс немедленно обратился к хозяйке и попросил продать чучело. Хозяйка же, чувствуя его интерес, стала набивать цену, и в конце концов затребовала целый самовар.
Ученый сразу же побежал домой, где его семья как раз в это время пила чай. Ничего не объясняя, Котс схватил самовар и побежал совершать долгожданный обмен. Чучело этой белки сейчас размещено в одном из залов музея. Кроме того, в музее находится уникальная коллекция картин в жанре анималистики. Особую ценность представляет собрание бивней шерстистого мамонта и зубов давно вымерших акул.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
ГМИИ им. Пушкина, который ставят в один ряд с Лувром и Метрополитен-музеем, был основан профессором истории искусства Иваном Цветаевым, отцом поэтессы Марины Цветаевой. Первоначальной целью профессора было создать место, где студенты могли бы изучать скульптуру, а также популяризировать знания об искусстве среди москвичей.
Музей был создан на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета. Первыми его экспонатами стали коллекция старых монет, собрание античных ваз и скульптур, а также небольшая библиотека. С течением времени экспозиция расширялась, пока не потребовался переезд в новое помещение попросторнее.
Открытие музея изящных искусств в Москве (ныне Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина), 1912 год
ТАССЗдание, открытое в 1912 году, строилось по последнему слову техники. Ему придали вид античного храма, причем ионическая колоннада на главном фасаде скопирована с храма Эрехтейона в афинском Акрополе, только в большем масштабе. Кровлю сделали стеклянной: так она обеспечивает достаточное количество дневного света на втором этаже и в двориках атриума.
Электрическое освещение в экспозиционных залах не предусматривалось: считалось, что осматривать скульптуры лучше всего при естественном освещении, и вообще с наступлением темноты музей планировалось закрывать.
При формировании экспозиции акцент тоже был сделан на античность. Слепки и другие копии заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались впервые. До революции в музее были только скульптурные коллекции, но с 1924 года туда стали передавать и картины из «непрофильных» музеев вроде Кремля, национализированных московских усадеб или ликвидированного Музея иконописи.
Во время Великой Отечественной войны большая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. Здание музея на Волхонке сильно пострадало от бомбежек: была разбита часть стекол кровли, поэтому в течение трех лет залы музея стояли под открытым небом. В верхней части западного фасада до сих пор можно увидеть выбоины от осколков бомб.
В 1944 году началось восстановление здания ГМИИ, а после войны коллекция пополнилась экспонатами из европейских музеев и Дрезденской галереи. С конца 1949 по 1953 год в большинстве залов музея разместилась выставка подарков Иосифу Сталину от народов СССР и зарубежных стран, но после смерти Сталина ГМИИ вернул свой «профиль» и открыл обновленную постоянную экспозицию.
Отдельного упоминания стоит «клад Приама», который был найден при раскопках Трои немецким археологом Генрихом Шлиманом. Долгое время считалось, что сокровища были навсегда потеряны. Однако после Второй мировой войны выяснилось, клад был вывезен в СССР и хранился в строжайшей секретности. Общественность увидела сокровища в ГМИИ им. Пушкина лишь в 1996 году.
Музей подпольной печати
Этот музей является одним из немногочисленных памятников российской политической революционной истории. Экспозиция призвана показать посетителям, как действовала нелегальная печать партии большевиков в те годы.
Само здание типографии начало свою работу еще в 1905 году и использовалось для создания различных агитационных материалов, в основном, листовок, плакатов и газет. Чтобы не привлекать внимание полиции, в доме был организован небольшой магазин под вывеской «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе».
Днем в магазине торговали продуктами питания, а в это время в подполье шла активная работа печатников. В подвале для этой цели даже вырыли небольшую «пещеру», замаскированную под колодец, через который подпольщики и попадали внутрь помещения типографии. Здесь же располагался специальный портативный печатный станок — «американка».
Несмотря на то, что правительство знало о существовании подпольных типографий, это место так и не было обнаружено полицией. В 1906 году ЦК РСДРП решает расформировать типографию за ненадобностью.
Вновь об этом месте вспомнили лишь в 1922 году.
После реставрации здания там появился первый в истории страны музей, посвященный политической печати.
Некоторые из организаторов создания музея были теми самыми печатниками, уже отошедшими от своей подпольной деятельности.
Посетители музея могут детально рассмотреть всю ту обстановку, которая в то время окружала подпольщиков. Подвал здания представляет собой склад ящиков с фруктами и бочек с сыром, на дне которых уложены стопки нелегальных газет и листовок. Сам же станок расположен на дне колодца, установленного в подвале. Побывать внутри помещения со станком, к сожалению, нельзя. Однако через специальное окно, проделанное в одной из стен подвала,можно рассмотреть все помещение типографии.
Государственный исторический музей
«Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» (таково первое название музея) был учрежден в 1872 году. В ходатайстве о создании музея предполагалось «собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства».
Создавался музей исключительно на пожертвования и «самостоятельные средства», кроме того, основатели взяли ссуду, погасить которую удалось только через 28 лет, не без помощи государства.
Архитектор Владимир Шервуд предлагал оформить помещения живописными панно, резьбой и скульптурами, тогда как противники считали, что это будет отвлекать внимание от музейных экспонатов.
«Украшенные и расписанные стены музея без памятников будут как труп без души», — писал инициатор создания музея археолог Алексей Уваров. С Шервудом они рассорились, а завершать его проект передали другому архитектору. При этом в здании были впервые применены такие новинки, как цементный раствор, вентиляционные каналы и металлические поэтажные перекрытия.
Революционные события, конечно же, затронули и музей. Так, в дневнике археолога Василия Городцова есть запись от 28 апреля 1917 года:
«В открытые залы музея вошел солдат-малоросс и начал кричать: «Вот куда наши трудовые гроши тратят: строят миллионные домы для хранения поганых черепков и никуда не годных бумаг!
Товарищи! — обратился солдат к сбежавшейся публике, — весь этот навоз нужно выбросить вон, а в доме устроить фабрику!». Произошло движение. В музее оказалось много солдат и чернорабочих, и они, видимо, разделяли взгляды оратора».
После революции все, что могло быть соотнесено со старым режимом, было закрашено или скрыто под слоем извести, если не снесено (как, например, Воскресенские ворота). В 1930-е годы власти даже хотели полностью уничтожить здание, а на его месте установить новый монумент в честь победы коммунизма. Но из-за начавшейся войны планы воплотить так и не удалось.
Во время войны музей остановил свою работу только один раз — и всего не восемь дней, в самый тяжелый период обороны Москвы, в конце октября 1941 года. Но уже в день парада на Красной площади музей вновь принимал посетителей новой выставкой, основанной на материалах фотохроники ТАСС. Впрочем, самые ценные экспонаты были эвакуированы сначала в Хвалынск на Волге, а потом в Кустанай.
В музее до сих пор вспоминают настоящий подвиг сотрудницы Натальи Пятышевой, вывезшей в 1944 году при помощи военных из только что освобожденной Керчи 5-тонный мраморный саркофаг IV в. до н.э., приготовленный немцами для отправки в Германию.
Сегодня музей считается уникальным по численности экспонатов, отражающих историческую культуру России с древнейших времен до наших дней. Чтобы посмотреть все выставки музея, придется пройти около 4 тысяч шагов (3 км). Музей обладает коллекцией в 5 млн экспонатов, среди которых есть и совсем редкие. Например, только здесь можно увидеть первое издание «Слова о полку Игореве» или первую берестяную грамоту XIV века, найденную в Новгороде.
Антиалкогольный музеи
Об Антиалкогольном музее, располагавшемся в д. 6 в Нижнем Кисловском переулке, мало кто знает. Изначально в этом здании размещался театр «Секретарёвка». В основном,в нем играли начинающие актеры. Кстати, именно там впервые выступил Константин Алексеев под псевдонимом Станиславский. В 1881 году «московский купеческий сын» Яков Брюсов, отец поэта, ставил здесь «спектакль любительский, без платы за вход и без публикаций и афиш». В Секретаревском театре разыгрывались и пьесы, которые не могли появиться на казенной императорской сцене.
В 1892 году дом отошел к доктору Корнилову, который устроил там водолечебницу, а также и сам противоалкогольный музей, содержавшийся на частные средства попечительства о народной трезвости.
Экспозиция музея была представлена диаграммами, картограммами, натуральными препаратами и муляжами, сообщающими о вреде алкоголя, его распространении и борьбе с ним.
Здесь же размещались коллекция антиалкогольной литературы по всем европейским странам и диаграммы московской Комиссии для борьбы со школьным алкоголизмом.
Вход в музей был бесплатным, что вполне логично, учитывая целевую аудиторию. Не каждый за свои деньги пойдет смотреть на результаты, наверное, одного из самых распространенных видов досуга, или, как писали раньше, «веселия Руси», которое «есть пити». Только вот время работы музея было выбрано не вполне удачно: с 13 до 16 часов, когда уже не каждый потенциальный посетитель был способен вдумчиво рассмотреть экспозицию. Музей просуществовал до начала Октябрьской революции и позже был закрыт.