В Следственном комитете хотят внести изменения изменения в УК РФ и ввести ответственность за преступления, совершенные медиками. Об этом по итогам совещания с главой ведомства Александром Бастрыкиным заявила официальный представитель СК Светлана Петренко. Она сообщила, что следователям довольно сложно выявить ятрогенные преступления (те, которые совершаются медиками в связи с ненадлежащей помощью гражданам, — «Газета.Ru»). Подобные преступления правоохранители чаще всего квалифицируют как «причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профобязанностей» — статья 109 УК РФ. «Это достаточно общая формулировка, к тому же у следователя часто возникает сложный выбор между несколькими нормами уголовного закона, которые соответствовали бы совершенному деянию и наступившим последствиям», — считает Петренко.
Выделение врачебных ошибок, приведших к тяжелым последствиям, в отдельную статью УК, по мнению следователей, позволит объективно вести статистику подобных преступлений, а также своевременно делать выводы, почему в том или ином регионе медицинская халатность распространена больше, чем в других. В Минздраве инициативу СК поддержали и заявили, что готовы проанализировать расследование инцидентов, связанных с врачебными ошибками. В силовом ведомстве совместно со специалистами Минздрава также планируют создать обучающие программы для расследования таких преступлений, поскольку следователям придется самим определять, в чем могла быть причина произошедшего: в неверной диагностике, ошибочных методах лечения или несвоевременном оказании пациентам медпомощи.
В Следственном комитете признали, что случаи врачебных ошибок, приводящие к тяжелым последствиям, в последнее время происходят все чаще. Первые места в этом трагическом рейтинге занимают Москва, Кабардино-Балкария, Мордовия, Архангельская, Амурская и Магаданская области.
Большинство граждан, по данным СК, жалуются на нарушения в следующих областях медицины: гинекология, акушерство, хирургия, анестезиология, реаниматология, педиатрия, травматология и кардиология.
«Официальной статистики нет, однако, по некоторым источникам, за 2015 год потерпевшими по преступлениям, связанным с врачебными ошибками, были признаны 888 человек, 700 из которых погибли. В 2016 году только за первое полугодие погибли 352 человека», — сообщил «Газете.Ru» представитель правозащитной организации «Зона права» Булат Мухамеджанов.
За последние несколько месяцев в России произошло несколько резонансных случаев. Например, только за один день — 19 сентября — в Ростове-на-Дону возбудили два уголовных дела по факту смерти новорожденных детей. Сотрудников перинатального центра обвиняют в причинении смерти по неосторожности. Первое дело касается смерти тройняшек Самойленко, которые скончались в реанимации спустя месяц после рождения. Второе уголовное дело было возбуждено после того, как в следственный отдел обратилась 28-летняя ростовчанка и рассказала о гибели ее новорожденного сына. Девушка заявила, что сотрудники Ростовского областного перинатального центра неправильно выполняли свои профессиональные обязанности. Мальчик родился еще 9 августа: родители не подозревали, что у него появятся какие-либо осложнения.
При этом до сих пор доказать, что причиной гибели стала именно врачебная ошибка, достаточно сложно, отмечают эксперты. Мухамеджанов уверен, что
в больницах сложилось «врачебное лобби». «Есть случаи, когда некоторые врачи покрывают других. Пробить их «корпоративную этику» достаточно трудно»,
— заявил эксперт.
Помимо прочего, подобные дела нередко затягиваются. Дело не в каком-то злом умысле правоохранительных органов, а в том, что следователи зачастую просто не умеют расследовать подобные специфичные случаи, считает руководитель Забайкальского правозащитного центра Анастасия Коптеева, которая не первый год ведет дела о врачебных ошибках: «Следователи в принципе не умеют расследовать такие преступления: они не знают, как надо выстраивать юридическую практику, общаться с экспертами. Зачастую непонятно, как квалифицировать действия, если, например, пациент погибает на столе хирурга. Тут очень тонкая грань». Правозащитники уверены, что в случае дополнения Уголовного кодекса статьей об ответственности за медицинские ошибки повысится качество расследования дел, потому что следователи больше не будут опираться только лишь на судебно-медицинскую экспертизу. Например, в Татарстане в структуре регионального управления СК создано специальное медицинское подразделение, которое выносит свои экспертные заключения по делам, и это повысило качество расследования дел в регионе. Подобную практику можно внедрить и в целом по стране.
Сейчас врачей лишают свободы в единичных случаях, максимум — условный срок или штраф, утверждает Коптеева. Но даже если адвокатам и удается добиться компенсации от больницы, суммы выплат составляют не больше миллиона рублей, говорит Мухамеджанов.
Он вспомнил только один случай, произошедший в Санкт-Петербурге, когда иск, поданный в связи с врачебной ошибкой, был удовлетворен, и компенсация составила 10 млн рублей.
Руководство больницы зачастую заявляет, что у них нет денег на оплату штрафов. Однако, в медучреждениях есть неофициальный бюджет для покрытия таких расходов, добавляет эксперт.
Впрочем, в случае с искусственным затягиванием дел в последнее время, кажется, наметилась тенденция на улучшение. 3 октября был временно отстранен от исполнения служебных обязанностей замглавы столичного управления СК Сергей Ярош. Сделано это было после того, как на него пожаловались в приемную Бастрыкина в социальной сети «ВКонтакте». В конце сентября Председатель СК получил письмо от женщины, у которой три года назад погиб сын. Мать считает, что причиной смерти стала врачебная ошибка. «Уголовное дело, возбужденное по данному факту в одном из следственных подразделений ГСУ СК России по городу Москве, расследуется 1 год и 7 месяцев», — говорится в пресс-релизе СК. Бастрыкин поручил сотрудникам центрального аппарата СК проверить «ход и объективность расследования указанного уголовного дела», а также всех сотрудников, причастных к нему.