Скандал внутри недавно образованной Росгвардии разразился после убийства чемпиона мира по пауэрлифтингу Александра Драчева, забитого насмерть в уличной драке. Стало известно, что до роковых для спортсмена событий на место происшествия дважды приезжал наряд вневедомственной охраны Росгвардии из-за его ссоры с неизвестным. Оба раза никаких правовых последствий для участников инцидента не наступало, в ссору Драчева и его будущего убийцы они не вмешивались.
Нападение на Андрея Драчева произошло в воскресенье, 20 августа, в кафе «Галерея» в центре Хабаровска. Спортсмен умер в больнице от травм, полученных в драке с Анаром Аллахверановым. Момент убийства сняла камера видеонаблюдения. На кадрах видно, как двое молодых людей дерутся один на один. Охранники кафе, находившиеся рядом, вмешиваются только после того, как спортсмен падает без чувств, а соперник начинает добивать его ударами в голову.
Из-за этого СК РФ возбудил уголовное дело в отношении сотрудников Росгвардии по статье «Халатность». Им вменяют ненадлежащее исполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее смерть человека.
«Как считают в СК РФ, именно бездействие охранников позволило убийце Драчева избить его до смерти»,
— сказано в заявлении пресс-службы СК РФ по Хабаровскому краю.
Отреагировали на эту ситуацию и в Восточном округе Национальной гвардии. По сообщению пресс-службы ведомства, командующий этим округом генерал-лейтенант Игорь Груднов взял под личный контроль ход административного расследования по этому делу.
«Управление Росгвардии по Хабаровскому краю оказывает содействие следственным органам в наиболее полной и объективной оценке действий сотрудников управления вневедомственной охраны, выезжавших по тревожному сигналу на место происшествия. При подтверждении в ходе расследования факта невыполнения сотрудниками своих обязанностей они будут уволены по отрицательным мотивам», — сказано в сообщении пресс-службы.
Гвардейцев на все не хватает
Подразделения вневедомственной охраны Росгвардии созданы на базе отделов вневедомственной охраны полиции (ОВО). Функции работников ОВО — охрана имущества граждан и организаций при помощи пультовой охраны. Группа захвата охраны выезжает на объект (частную квартиру или в организацию) в случае, если сработала «тревожная кнопка». Считается, что сотрудники этих подразделений лучше подготовлены и вооружены, чем обычные работники патрульно-постовой службы полиции, так как натренированы на преодоление вооруженного сопротивления тех, кто напал на жилую квартиру, ресторан или магазин.
«Газете.Ru» удалось поговорить с сотрудниками различных подразделений ОВО Росгвардии по поводу сложившейся в Хабаровске ситуации. По их словам, все не так однозначно, как описано в пресс-релизе СК или в некоторых СМИ.
«По идее, они могли доставить хулиганов в отделение МВД для дальнейших разбирательств, дабы предотвратить дальнейшее правонарушение. Однако оснований для именно уголовного преследования гвардейцев, на мой взгляд, нет.
Скорее всего, из-за сокращения численности сотрудников полиции сотрудники Росгвардии были вынуждены поехать дальше, на другие вызовы. Вероятно, это было сделано по указанию дежурной части, поскольку именно дежурный принимает решение, куда едет экипаж и какие действия экипаж должен производить, то есть доставлять в отдел или нет.
Наверное, гвардейцы доложили в дежурную часть об отработке тревожного вызова, а дальше все пошло на усмотрение дежурного. Как обычно это бывает, дежурный сказал, чтобы ехали дальше на другие вызовы. Поэтому непонятно, при чем тут сотрудники Росгвардии», — сказал один из бойцов ОВО.
Другие гвардейцы описали развитие событий у «Галереи» в своем неофициальном сообществе в соцсети «ВКонтакте». «В общем, приезжал экипаж ОВО два раза по «тревожке». Они вдвоем и там толпа качков, причем драки не было. Все говорили: «Это просто дружеский поединок был и они расходятся, за помощью никто не обращался, от подачи заявления все отказались, претензии друг к другу не имели. Было взято объяснение от хозоргана только по факту вызова.
На третий раз, когда уже смертельная драка была, «тревожку» не нажимали, так как это было не на территории кафе. На третий раз по камерам «Безопасный город» вообще сотрудники ГИБДД были рядом. А гвардейцы узнали про то, что там смертельный исход был, через 15 минут после инцидента, после того, как уехали на другой вызов», — говорится в записи сообщества. Как сказано в этом же посте,
сейчас сотрудников этого экипажа отстранили от работы и периодически вызывают для допросов то в службу собственной безопасности Росгвардии, то в СК по Хабаровску.
«В СМИ пишут: «Почему не задержали хулигана?». А что бы они сделали? Заявителей нет, о помощи никто не просил, драки по их прибытию и в их присутствие не было. Они потребовали разойтись и стояли в стороне, ожидали, когда разойдутся, запросили помощь. Но никто не приехал, так как ППС работает до 3 часов ночи, а ГИБДД только по своей теме работает. Другие экипажи УВО были заняты также по «тревожкам». Предлагаю запустить флэшмоб в поддержку наших коллег!» — сказано в записи на странице сообщества.
Свою оценку дал и представитель профсоюза Росгвардии Владислав Иванов. «Давайте разберем полностью ситуацию с правовой точки зрения, а также посмотрим на весь алгоритм действий сотрудников ОВО при срабатывании кнопки тревожной сигнализации, — рассказал он «Газете.Ru». — Как было установлено, «тревожную кнопку» охранники кафе нажимали два раза и на эти два вызова незамедлительно прибывал экипаж ОВО, но следует заметить, что «благодаря» постоянно проводимым реформам в нашей стране и методической оптимизации личного состава плотность патрульно-постовых нарядов, кроме крупных городов, ничтожна мала.
А в случае выезда на массовую драку, где участвовали физически крепкие парни, фактически была возможность направить лишь один наряд ОВО, и то в мизерном количестве двух человек.
В былые времена экипаж состоял из трех человек, плюс количество нарядов на улицах и в общественных местах было минимум в два, а порой и в три раза больше».
Представитель профсоюза подчеркнул, что основная обязанность ОВО — это не патрулирование, задержание и доставка в отделение с составлением протоколов, а в большей степени реагирование на заявки при нажатии хозорганом «тревожной кнопки».
«Теперь вопрос, что они реально могут сделать против толпы людей, большинство которых были агрессивными и не отвечали за свои последствия? На момент направления наряда у них не было реальной возможности попросить помочь соседний наряд ППС, ДПС, так как в момент этих событий все наряды полиции были заняты отработками других заявок, поступивших по телефону «02», — сказал он.
По словам Иванова, оснований принять какие-либо профилактические и превентивные меры в отношении дерущихся у сотрудников Росгвардии на момент выезда не было, задержать присутствующих без того, чтобы предварительно составить письменное заявление, никаких оснований у них также не имелось, так как правопорядок не нарушался.
«Поскольку причин для задержания не было, то если бы гвардейцы задержали и доставили в отдел полиции этих людей, то сотрудников Росгвардии можно было бы обвинить в злоупотреблении должностными полномочиями или в превышении должностных полномочий. То есть экипаж ОВО сделал все возможное, что зависело только от них», — подчеркнул он. Представитель профсоюза добавил, что
«за мысль к подготовке преступления, к сожалению, привлечь нельзя, нужен сам факт совершающегося либо совершенного преступления, подкрепленного заявлением гражданина, свидетелями и очевидцами».
Халатные полицейские
В новейшей истории российской полиции (а сотрудники ОВО Росгвардии имеют полицейские звания и не считаются военнослужащими) уже были прецеденты, когда сотрудников ведомства обвиняли в халатности. Самым известным из них стал инцидент на Матвеевском рынке.
Летом 2013 года оперативники местного отделения полиции отправились туда, чтобы задержать выходца из Дагестана, подозреваемого в изнасиловании несовершеннолетней девушки. Однако им не дали сделать это его родственники. Оперативники вызвали на помощь наряд патрульно-постовой службы, и на место приехали двое полицейских — Владимир Черезов и Юрий Луньков. Они пытались разнять дерущихся дагестанцев и оперов, но активно в события не вмешались.
В результате один из родственников подозреваемого, Магомед Расулов, с силой ударил по голове оперативника Антона Кудряшова, из-за чего тот получил тяжелую черепно-мозговую травму. После этого Расулов скрылся с места происшествия и был задержан уже в Московской области. Притом что один из прибывших по срочному вызову на рынок — Владимир Черезов — ранее проходил службу в ОМОНе и обладал навыками задержания особо опасных преступников.
О поведении полицейских патрульно-постовой службы высказался даже президент России Владимир Путин.
«Стоят рядом сотрудники полиции и смотрят, как избивают их коллегу, — оценил произошедшее президент. — Почему? Они что, такие трусливые, что ли? Возможно, но маловероятно. Скорее всего, они своим бездействием отрабатывают 30 сребреников, которые получают от этих торговцев.
Это всем понятно и всем известно».
Обвинений в коррупции, впрочем, Луньков и Черезов счастливо избежали, и обвинили их лишь в «халатности, повлекшей по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека» (ч. 2 ст. 293 УК РФ). Никулинский суд приговорил обоих полицейских к году колонии-поселения, причем значительную его часть бывшие стражи порядка провели в СИЗО во время суда.
Схожий инцидент произошел в мае 2012 года на станции метро «Цветной бульвар» в Москве. Тогда в центре станции произошла драка, а появившийся полицейский попытался разнять дерущихся, но это у него не получилось. События попали на видео, которое после было выложено на YouTube.
В результате одна из участниц событий, студентка столичного института имени Плеханова Александра Лоткова, выстрелила несколько раз в напавших на ее знакомых людей из травматического пистолета. Позже суд признал ее виновной в «умышленном причинении тяжкого вреда здоровью» и приговорил к трем годам колонии. Чуть позже девушку освободили условно-досрочно. А полицейского уволили со службы.