Истринский суд Подмосковья в августе решит судьбу Елены Спаховой, похитившей полуторамесячного младенца из роддома в Дедовске. 1 августа 2017 года состоялось первое заседание: суд рассмотрел уголовное дело по обвинению Елены Спаховой в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 126 УК РФ. После оглашения прокурором обвинительного заключение по делу подсудимая заявила, что признает вину полностью.
В пресс-службе Истринского суда Подмосковья «Газете.Ru» сообщили, что подсудимая до окончания судебных заседаний будет находиться под подпиской о невыезде. В суде также отметили, что Спахова не нарушала условий меры пресечения. Следующее заседание по делу Спаховой состоится 14 августа.
История с похищением полуторамесячного Матвея Иванова началась 17 июня 2014 года. Мальчик находился в роддоме подмосковного Дедовска с 20 мая: родители ребенка отказались от него, ссылаясь на недостаточное материальное обеспечение для его содержания. Силовики отметили, что
предполагаемая похитительница ребенка за неделю до инцидента появлялась в роддоме и предлагала помощь в уходе за детьми.
В день похищения неизвестная женщина славянской внешности около часа стояла у входа в детское отделение. По словам официального представителя СК, охранники роддома не обратили внимания на женщину, выносившую сверток с ребенком.
По факту происшествия было возбуждено уголовное дело по статье «Похищение человека». Поисковый отряд «Лиза Алерт» с первого дня приступил к розыску ребенка. Волонтеры развесили около 150 тыс. листовок с информацией о пропавшем мальчике по всему городу. Количество ориентировок даже породило конфликты между участниками движения и чиновниками подмосковного Дедовска.
20 июня 2014 года следователи объявили вознаграждение в размере 300 тыс. рублей за информацию, которая поможет установить местонахождение ребенка. Также следователи обратились к лицу, похитившему ребенка, и сообщили, что наказание за похищение несовершеннолетнего предусмотрено уголовным законом в виде лишения свободы сроком до 12 лет. Силовики подчеркнули, что единственный способ избежать уголовной ответственности — добровольно вернуть похищенного ребенка. В таком случае лицо освобождается от уголовной ответственности.
В конце сентября 2014 года сотрудники СК по Московской области арестовали в Подмосковье двух подозреваемых в похищении Матвея Иванова. Ими оказались 45-летняя бабушка младенца Елена Иванова и ее 31-летний бывший сожитель Дмитрий Кудрявцев. Обоих заключили под стражу.
В ходе допроса женщина призналась, что она вместе с мужчиной договорилась похитить ребенка для продажи. Она также заявила, что ребенок умер спустя две недели после похищения. Однако бывший сожитель женщины отрицал все сказанное Ивановой.
Женщину отправили в СИЗО, где она провела больше двух недель. В начале октября 2014 года ее отпустили под подписку о невыезде. Через некоторое время правоохранительным органам стало понятно, что бабушка и ее гражданский супруг к похищению не причастны. Их отпустили, сняв обвинения.
Поиски ребенка продолжились: волонтеры расклеивали его фотографии по всему Красногорскому району, оперативники посещали дома, где жили люди с малышами того же возраста, что и похищенный Матвей. Выйти на след похитителя удалось лишь спустя два года. В январе 2017 года по оперативной информации правоохранительным органам удалось задержать в Подмосковье женщину, похитившую ребенка. Ей оказалась 40-летняя жительница Красногорского района Елена Спахова, которая, потеряв собственного ребенка, решила похитить из палаты родильного отделения месячного мальчика. На протяжении двух с лишним лет она скрывала от родственников биографию ребенка и выдавала «отказника» за родного.
Женщина решила сменить имя похищенному младенцу: так Матвей стал Егором. Ребенок нигде не был зарегистрирован, больницу и детский сад не посещал. Тайна раскрылась в школьной столовой, где работала Елена. Ее, как и всех сотрудников учреждения, попросили принести документы на детей. Жительницу Красногорского района раскусили после того, как она принесла скачанный из интернета поддельный документ.
Мальчика изъяли правоохранительные органы и отправили на медицинское обследование. В результате врачи заключили, что состояние его здоровья не вызывает опасений: следы побоев также не были обнаружены. «Состояние ребенка стабильное, ребенок соматически здоров. Отмечается задержка речевого развития. Он разговаривает, но говорит только отдельные слова. Эмоций по поводу матери он не испытывает», — рассказал врач Дедовской городской больницы.
Примечательно, что на защиту похитительницы ребенка встала председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Вторыгина. Она заявила, что Спахова руководствовалась «благородными мотивами». Депутат отметила, что обвиняемая находилась в стрессовом состоянии и не отдавала отчета своим поступкам. «Важен не столько сам поступок, сколько мотив, а мотив был самым благородным», — подчеркнула парламентарий. Притом Вторыгина уверена, что Елена Спахова должна понести условное наказание. Депутат рассматривала возможность предоставить женщине высококвалифицированного адвоката для защиты в суде.
3 апреля 2017 года состоялось предварительное судебное заседание по делу Матвея Иванова, ставшего впоследствии Егором Спаховым. Решение Коломенский городской суд вынес 5 апреля: мальчика постановили передать в новую семью усыновителей. В то же время семейной паре Елене и Сергею Спаховым, воспитывавшей ребенка на протяжении двух с половиной лет, в усыновлении отказали.
В начале июня 2017 года уполномоченная по правам ребенка Московской области Ксения Мишонова сообщила о том, что органы опеки отдали мальчика на воспитание другим родителям.
«Матвей Иванов усыновлен другой семьей, его состояние хорошее. Он называет приемных родителей «мама и папа» и максимально адаптировался в новой обстановке»,
— заявила омбудсмен на пресс-конференции. Мишонова также подчеркнула, что ребенок не находится в состоянии депрессии и специалисты не выявили у него психологических расстройств.