«Накануне он хорошо себя чувствовал, — рассказал «Интерфаксу» один из друзей актера. — Снимался в кино «СуперБобровы-2». А в субботу вечером вот скончался. Такая трагедия».
«Да. Он вернулся со съемок этого фильма из Геленджика, остальная же часть съемок проходит в Москве. И это произошло здесь, — рассказал подробности сын актера Иннокентий. —
Отец не успел отсняться во всех сценах с его участием, значит, картину отснять не успели».
«Скорее всего его сердце не выдержало на фоне хронического бронхита, — цитирует Иннокентия Толоконникова сайт kp.ru. — Отпевание планируется в Сретенском монастыре, похороны — на Троекуровском кладбище. Дата и время будут известны не раньше понедельника».
«Фильм еще на стадии съемок. Но жизнь есть жизнь, — рассказала представитель кинокомпании, снимавший последний проект Толоконникова. — Все коллеги Владимира Алексеевича всегда были в восторге от работы с ним. Это все-таки легенда. И сниматься с ним было большой честью. Он всегда был в кадре профессионален, несмотря на свой возраст. Сейчас все в шоке, и никто еще не думал над тем, как будет закончено производство картины».
Умер актер, к которому признание пришло слишком поздно.
Так прокомментировал кончину Толоконникова режиссер Владимир Бортко. «Он запомнился мне по нашей с ним совместной работе, хотя это и было 30 лет назад, но она оказалась достаточно удачной. И эта удачность в значительной степени связана с ним.
Мне в жизни повезло, что я встретил такого актера. Я хотел бы сказать, что он был очень большим и хорошим человеком. Очень жаль, что он в кино сыграл так мало, он был очень талантливым. Мне очень жаль. Уходят лучшие люди», — сказал он в интервью RT.
Владимир Толоконников запомнится зрителям не только по фильму «Собачье сердце», его будут знать, как «мастера эпизода». Такое мнение высказал президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов.
«Есть актеры эпизодов и актеры вторых ролей. Многие всю жизнь играют вторые роли и становятся классиками, мы очень хорошо знаем их лица, но не знаем, как их зовут. Толоконников сыграл целую вереницу запоминающихся персонажей. Другое дело, что в ней одна роль стала выдающейся, и не только потому, что он ее хорошо сыграл. Она в отечественной культуре занимала особое место, как и автор романа, по которому снят фильм (речь об авторе «Собачьего сердца» Михаиле Булгакове. — «Газета.Ru»)», — заявил Разлогов.
Он привел в пример Юрия Никулина. В его кинокарьере была выдающаяся драматическая роль в фильме «20 дней без войны», и зритель начинал забывать, что Никулин был выдающимся клоуном, цирковым человеком. Та же ситуация, по мнению Разлогова, сложилась и с Толоконниковым.
Те, кто видел его в роли Шарикова, забыли, что был такой «эпизодник». Но именно его эпизоды и роли второго плана останутся в истории, помимо той роли, которая стала для него знаковой.
«Эпизоды зачастую сыграть труднее, чем большую роль, к которой долго готовишься. Очень часто актеры остаются в истории благодаря эпизодам, даже не ролям. А у Толоконникова были настоящие роли, пусть и не главные», — сказал критик в интервью НСН.
По словам Разлогова, быть востребованным после эпизодической роли для актерской судьбы очень важно. Толоконников востребованным был. «Тут уж как карта ляжет. Никто не может сказать, когда тебя заметят и дадут роль, которую ты блестяще сыграешь. Толоконникова приглашали, много приглашали, и он все роли играл профессионально», — заключил Кирилл Разлогов.
«Толоконников — один из самых талантливых актеров, с которым мне приходилось работать», — рассказал композитор Владимир Дашкевич.
«В «Собачьем сердце», которое благодаря Володе входит в сотню великих фильмов ХХ века, он сыграл настолько великолепно, что ничем не уступил Евстигнееву. Удивительно, насколько облик навечно закрепленного за ним Шарикова совершенно не соответствовал его внутреннему миру. В жизни он был очень интеллигентным, мягким и не агрессивным. Поразительно, как ему удалось сыграть изувера с такой истовостью... Одна его фраза — «душили, душили, душили» — запала навсегда в умы зрителей», — цитирует Дашкевича «МК».
«Он рассказывал, что часто ездил поступать в столичные вузы, куда его так и не приняли. Разглядели талант только в Ярославском театральном училище, которое он окончил. Еще Володя любил говорить о розах. Каждый день ими занимался в Алма-Ате, где жил и работал в Театре Лермонтова. Сам высаживал, удобрял, поливал. Розы — его самая большая любовь», — рассказал композитор.