Сотрудники УФСБ по Москве 25 мая провели операцию по задержанию присягнувших на верность запрещенной в России группировке «Исламское государство» выходцев из Средней Азии и Дагестана, которые, по словам спецслужб, готовили преступление «особой дерзости и жестокости», а именно серию терактов в Москве — взрывы на станции метро «Теплый Стан» и в ресторане, где «кафиры едят свинину».
Члены ИГ (организация запрещена в России) разместили свой штаб сразу в трех квартирах в микрорайоне Ново-Переделкино на юго-западе Москвы.
В одной из квартир, по данным газеты «Коммерсантъ», обнаружился цех по производству взрывных устройств и уже готовая самодельная осколочно-фугасная бомба, замаскированная под автомобильный огнетушитель. Задержанные оказались грузчиками: граждане Узбекистана Фуркат Кушаев и Мухаммадюсуф Ашуров, приехавшие в столицу из Бухары, таджик Абдушукур Гулмирзаев и выходец из Дагестана Магомед Давудов. Трое из них признали причастность к террористическому подполью. При этом Магомед Давудов заявил о том, что его присяга на верность в силе до сих пор. Единственный среди задержанных, кто отрицает свою вину, — гражданин Таджикистана Гулмирзаев, который заявляет, что «друзья использовали его».
Первым под влияние экстремистов попал Ашуров, который, пообщавшись со своим земляком-куратором, живущим в Турции и связанным с ИГ, впоследствии присягнул на верность террористической группировке через Telegram. Затем Ашуров начал агитировать остальных, обещая «виллы» и якобы большие зарплаты на службе у ИГ. Однако перед этим, заявил он, надо «проявить себя в России».
Вначале боевики, самостоятельно собравшие бомбу, планировали подорвать один из ресторанов, однако впоследствии решили устроить взрыв на станции метро «Теплый Стан». Также члены ИГ планировали использовать автоматы и гранаты против пассажиров метро, снимая происходящее на видео. Куратор террористов эти идеи одобрил.
Боевикам сулили новые документы и переезд в Турцию, однако никто из них не догадывался, что им отводилась роль смертников.
Спецслужбы отмечают, что взрывное устройство, аналогичное тому, что нашли в одной из квартир задержанных, использовалось при взрыве в метро Петербурга 3 апреля 2017 года. Взрыв произошел в вагоне поезда на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт». В результате этого теракта погибли 14 человек, и еще двое позже скончались в больнице от полученных ранений.
Следственный комитет установил личность совершившего теракт преступника — им оказался 22-летний Акбаржон Джалилов. Исполнитель теракта в метро Санкт-Петербурга был уроженцем Киргизии и имел гражданство России. По данным «Газеты.Ru», смертник Акбаржон Джалилов работал в автомастерской Санкт-Петербурга. Российское гражданство получил в 2011 году в генконсульстве России в Киргизии.
Так же как и в нынешнем случае с задержанными в Москве террористами, у Джалилова, по данным следствия, были связи с подпольными турецкими боевиками — двое его знакомых рассказали, что террорист ездил в Турцию после того, как заинтересовался исламом.
А вот о непосредственных связях Джалилова и задержанных в Москве боевиков с Сирией следственные органы не сообщали. Тем не менее спецслужбы подчеркивают, что Турция зачастую используется боевиками для доставки завербованных лиц в районы Сирии, занятые террористами.
Близкие к следствию источники ранее сообщали «Газете.Ru» информацию, согласно которой он мог состоять в «спящей ячейке» ИГ. По словам источника, члены «спящей ячейки» организации могут долгое время скрывать свои намерения и даже зачастую выражать на публике антиисламские взгляды, а руководство ИГ при этом не всегда держит на оперативном контроле все действия «ячейки».
Как отмечает востоковед, эксперт по исламу Марианна Беленькая, привлечение иностранных граждан для совершения терактов — изначальная тактика ИГ, которая никогда не менялась. В России сейчас этими людьми все чаще становятся граждане Средней Азии. Такая ситуация становится возможной потому, что концепция ИГ никак не связана с какой-либо территорией типа Сирии или Ирана, опираясь на идею мирового халифата, подчеркивает эксперт. Часто инструментом в руках террористов ИГ оказываются малообразованные выходцы из сельских регионов, легко поддающиеся идеологическому влиянию со стороны исламских пропагандистов. Такие люди могут сознательно идти на смертельную миссию, поскольку высшая награда для них — попасть в рай за их священную борьбу. «Это примитивно, но это так», — резюмирует Марианна Беленькая.