Суд французского города Кольмар решил не выдавать Сербии бывшего полевого командира «Освободительной армии Косово» (ОАК) и бывшего премьер-министра частично признанного государства Рамуша Харадиная. Об этом в четверг, 27 апреля, пишет французская газета Le Monde.
Харадинай был арестован французской полицией по запросу сербской стороны в начале января 2017 года.
В следственном изоляторе он находился недолго — уже 12 января его отпустили при условии, что он не будет покидать территорию Франции. 27 апреля суд и вовсе решил отклонить запрос Белграда о выдаче Харадиная.
«Обвинения сербской стороны полностью политизированы, а то, что делают французские правоохранители, противоречит нормам права» — так прокомментировал сам Харадинай произошедшее с ним за последние месяцы. Впрочем, уехать из Франции он сможет не раньше чем через пять дней — именно за этот период местная прокуратура должна решить, будет ли она обжаловать решение суда об отказе выдать бывшего косовского премьера Сербии.
Харадинай родился в сельской албанской семье неподалеку от города Дечани в Косово, которое тогда было частью Югославии. Отец и мать его были католиками, однако сам он, по всей видимости, принял ислам. Кроме него в семье родилось еще восемь детей. С 1987 года Харадинай проходил срочную службу в Югославской народной армии, где дослужился до командира взвода пехоты. Потом, используя поддельный паспорт на другое имя, будущий лидер косовских сепаратистов эмигрировал в Швейцарию, где восемь лет последовательно работал строителем, охранником и вышибалой в ночном клубе.
В феврале 1998 года гражданская война в Югославии докатилась до Косово, где албанское большинство попыталось провозгласить независимость от Югославии. К тому моменту Харадинай уже переехал в Албанию, где прошел курс подготовки в одном из лагерей для бойцов так называемой «Освободительной армии Косово» — вооруженного формирования косовских политиков, добивавшихся отделения от югославского государства. Некоторое время Харадинай занимался поставкой оружия через Албанию в Косово, а затем приехал в свое родное село Глоджане. Вскоре после его приезда оно было окружено сотрудниками МВД Югославии.
Завязался ожесточенный бой, в котором были убиты многие близкие и знакомые будущего премьер-министра, а сам он был ранен в бедро. Тем не менее полицейским не удалось занять эту деревню.
Руководство обороной этого села добавило авторитета Харадинаю среди бойцов ОАК, и в скором времени он возглавил соединение этого формирования, которое действовало на западе Косово. Там он отвечал за планирование и проведение партизанских операций против югославских военных и полицейских, а также против лояльных Белграду албанцев.
После ударов НАТО по Югославии и вывода сербских силовиков с косовской территории Харадинай некоторое время был заместителем командующего силами самообороны Косово (аналог местной армии). В этом статусе он однажды вступил в конфликт с российскими миротворцами, которые находились в этом крае в рамках мандата ООН. Военные из РФ остановили машину командующего на КПП и обнаружили у него в багажнике винтовку. По правилам, действовавшим в этой зоне, там нельзя было находиться с оружием.
Однако Харадинай возмутился просьбе командира контрольно-пропускного пункта сдать оружие и полез в драку с бойцами ВДВ РФ. В результате этого будущий премьер получил травмы средней степени тяжести.
Вскоре Харадинай стал гражданским и создал партию «Альянс за будущее Косово». В этом ему активно помогал Махмут Бакалли, бывший президент Союза коммунистов Косово и член Коммунистической партии Югославии. В 2004 году многолетний лидер умеренных противников нахождения Косово в составе Югославской республики Ибрагим Ругова стал президентом самопровозглашенной страны и пригласил Харадиная на пост премьер-министра. Парламент кандидатуру бывшего военного утвердил.
Однако в должности главы косовского правительства Харадинай пробыл всего 100 дней — Международный трибунал по бывшей Югославии предъявил ему обвинение. Политик сам сложил с себя полномочия премьера и добровольно приехал в Гаагу.
По версии обвинения, вместе с тремя сообщниками Харадинай был виновен в массовых убийствах сербов, цыган и лояльных Белграду албанцев во время боевых действий в Косово.
Обвинитель отметил, что Харадинай сформировал специальное подразделение ОАК «Черные орлы», которое, в частности, провело несколько похищений людей, которых подвергали пыткам, а потом убивали. Также Харадинаю вменялось в вину массовое убийство сербов в районе села Глоджане. Прибывшие туда следователи сербского МВД нашли на территории одной из ферм захоронение 20 лиц сербской национальности со следами пыток. Всего Харадинай был обвинен по 17 пунктам, связанным с преступлениями против человечности, а также по 20 пунктам преступления по нарушению обычаев и законов войны. В апреле 2008 года Гаагский трибунал полностью оправдал политика, в тот же день он был отпущен на свободу.
Но в 2011 году трибунал выдвинул Харадинаю новые обвинения.
По версии следствия, он вместе с сообщниками похитил несколько десятков человек, сотрудничавших с югославскими властями, и отправил их в концлагерь в населенном пункте Ябланица. Там они подвергались пыткам и сексуальному насилию. Однако и на этот раз политик был оправдан.
После этого ему заочно предъявили обвинения в военных преступлениях уже правоохранительные органы Сербии, которая не признает независимость Косово и продолжает считать его своей территорией, хотя и не контролирует его. По инициативе Белграда Харадинай объявлен в международный розыск. В 2015 году его уже задерживали в Словении, однако местный суд отпустил его на свободу. Теперь аналогичное решение приняли французские власти.
Несмотря на активное участие в боевых действиях и политике, Харадинай также запомнился своей яркой личной жизнью. Во время войны он женился на финской девушке, от которой у него родился сын. Сейчас же Харадинай состоит в браке с журналисткой косовского телеканала RTK Анитой, у них трое маленьких детей — двое мальчиков и одна девочка. Политик также в совершенстве владеет сербским, на котором иногда дает интервью и общается с сербским меньшинством Косово. В феврале 2009 года он поучаствовал в миротворческой деятельности, став посредником между властями Уганды и повстанческой мессианской группой «Объединенные демократические силы». Он помог организовать переговоры между странами в столице Уганды Кампале.