В Басманный суд Москвы в пятницу поступили материалы об аресте двоих подозреваемых во взрыве петербургского метро. Следователи считают, что гражданин Таджикистана Содик Ортиков и приезжая из Узбекистана Шохиста Каримова причастны к теракту в Северной столице.
Ранее «Газета.Ru» со ссылкой на свои источники писала, что предполагаемый смертник Акбаржон Джалилов, взорвавший бомбу в вагоне метро на перегоне между «Технологическим институтом» и «Сенной», ездил в Москву, где мог встречаться с предполагаемыми сообщниками.
Накануне в Санкт-Петербурге и Москве сотрудники СК и ФСБ провели серию обысков и задержаний по делу о теракте.
Все, кто оказался в наручниках, были выходцами из республик Средней Азии. На следующий день в суды обеих столиц были доставлены задержанные для избрания им меры пресечения.
По случаю ожидания столь серьезных подозреваемых в Басманном суде даже были усилены меры безопасности. Туда согнали спецназ Федеральной службы судебных приставов, а также бойцов ОМОНа и сотрудников патрульно-постовой службы полиции. Первым привезли 39-летнего Ортикова. По данным следствия, которые были оглашены в суде, он подозревается в причастности к террористической деятельности, а также незаконном хранении оружия. При обыске в жилище мужчины у него
нашли пистолет Макарова, боеприпасы к нему, гранату Ф-1 и вещество, которое «предположительно является взрывчатым».
При этом из слов следователя не было ясно, как именно Ортиков связан с группой людей, совершивших теракт в Северной столице. Тем не менее работник СК РФ попросил судью Наталью Ленскую избрать приезжему из Таджикистана, который имеет жену и малолетнего ребенка, меру пресечения в виде ареста.
«Учитывая, что он не имеет российского гражданства, он может скрыться от следствия, а также оказать давление на других, не установленных еще участников процесса или уничтожить доказательства по делу», — сказал следователь. Сам Ортиков явно имел проблемы с русским языком, а потому общался с судьей и сотрудниками СК РФ и прокуратуры через переводчика. Из его слов стало ясно, что вину он не признает.
«Это все не мои вещи, я работал поваром, даже в армии не служил. Возможно, это мой коллега, который жил со мной, он уехал на родину и все», — проговорил подозреваемый.
Трудился выходец из Таджикистана поваром в одном из московских кафе, а проживает в Одинцовском районе Подмосковья в месте, которое называется Лесной поселок. Его адвокат Игорь Разин коротко отметил, что возражает против ареста своего подзащитного. После этого судья Ленская ушла в совещательную комнату и буквально через 20 минут вынесла решение: арестовать Ортикова до 3 июня нынешнего года.
<1>После этого настала очередь второй подозреваемой, узбечки Шохисты Каримовой. Она также плохо понимала по-русски и тоже общалась через переводчика. Из ее путаного объяснения стало ясно, что ей 41 год, что она работает в том же кафе, где и Ортиков, а также воспитывает троих детей, при этом ее младшая дочка — несовершеннолетняя. Также из материалов дела следует, что у женщины — хроническая болезнь почек. Каримова, так же как и Ортиков, проживала в одном из общежитий Лесного поселка Одинцовского района Подмосковья.
Следователь не проявил оригинальности и мотивировал необходимость ареста Каримовой теми же аргументами, что и ее коллеги по кухне.
По словам представителя СК РФ, у нее тоже нашли «гранату Ф-1, а также запал и детонаторы промышленного производства». После этого слово взял адвокат Каримовой Муса Абдулвахабов, который подверг резкой критике ходатайство следствия об аресте.
«Обыск был проведен с вопиющими нарушениями. Его проводили оперативные сотрудники без присутствия следователя. Мою подзащитную вывели из комнаты, где он проводился, а потом предъявили гранату, которую якобы нашли в ее сумочке. Более того, один из оперативников провел запалом по волосам женщины, чтобы там остались биологические следы. Из этого
я делаю вывод, что эти вещи ей подбросили», — сказал защитник.
По его словам, из тех материалов, которые ему дали для ознакомления и которые передали в суд, совершенно неясно, как Каримова связана с событиями в Петербурге.
«Она 25 лет жила в Узбекистане и только недавно приехала в Москву. В Санкт-Петербурге ее не было. Посмотрите: у нее нет ни российского образования, ни российского интеллекта. Как она могла быть причастной к теракту?» — сказал Абдулвахабов. Он также подчеркнул, что Каримовой не надо избирать никакой меры пресечения, так как она совершенно непричастна к преступлению в питерском метро.
Тем не менее судья Юлия Сафина (вопрос ареста Каримовой рассматривала она) также отправила гражданку Узбекистана в СИЗО до 3 июня. При этом узбечка закрыла лицо руками и заплакала. Когда ее выводили из зала суда, она
на секунду перестала жмуриться от многочисленных вспышек фотоаппаратов и закричала во весь голос: «Я не виновата! Меня подставили!»
Последние слова этой маленького роста женщины утонули в ее рыданиях. Чувствовалось, что решение суда и задержание стали для нее полной неожиданностью.
Теперь у защиты подозреваемых есть три дня на подачу жалобы на арест. Однако много работы по этому делу предстоит и следствию. Ему необходимо в течение 10 дней предъявить обвинение Ортикову и Каримовой, иначе их придется отпускать из-под стражи. Таковы требования закона.
А тем временем в Невском районном суде Петербурга судьи решали непростой вопрос о мере пресечения для подозреваемых, которые были задержаны в Северной столице. Первым под стражу отправился уроженец узбекского города Бухара 23-летний Азамжон Махмудов, которого чекисты задержали накануне в одной из квартир дома 22/1 по Товарищескому проспекту. Как сказал следователь, в этой квартире было обнаружено самодельное взрывное устройство, схожее по конструкции с тем, которое было взорвано в петербургской подземке в понедельник, 3 апреля.
Как пишет местное интернет-издание «Фонтанка.Ru»,
иных подробностей про жизненный путь Махмудова и его роль в преступлении в суде оглашено не было. Тем не менее судья Елена Алексеева отправила молодого узбека в СИЗО на два месяца.
Аналогично сложилась судьба и 24-летнего Ибрагибжона Ерматова, который также жил в доме 22/1 по Товарищескому проспекту. В суде он рассказал, что знал Джалилова, учинившего теракт в подземке. По его словам, в 2015 году он и предполагаемый смертник работали в одном суши-баре. При этом Ерматов заявил, что отрицательно относится к терроризму, и добавил, что ему ничего не известно о взрывном устройстве, обнаруженном в квартире дома 22/1 по Товарищескому проспекту, в которой он жил и был задержан 6 апреля.
Ерматов официально зарегистрирован в Петербурге, однако по другому адресу, и до задержания работал без официального оформления штукатуром в частной квартире. Третьим Невский суд арестовал 20-летнего Дилмурода Муидинова, который родился в киргизском городе Ош — там же, где и Джалилов.
Этот молодой человек также жил в указанном выше доме на Товарищеском проспекте. Судья Алексеева тоже отправила его в следственный изолятор.
В понедельник в перегоне между станциями метро «Сенная площадь» — «Технологический институт» сработало взрывное устройство. По данным следствия, на месте погибли 13 человек и более 50 получили ранения. По другим данным, ранения получили более 70 человек.
Следствие считает, что взрыв совершил 22-летний уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов который погиб в результате взрыва. Он же, по версии следствия, незадолго до самоподрыва заложил бомбу на станции «Площадь Восстания». По-прежнему ответственность за теракт не взяла ни одна организация. После подрыва в Петербурге и Москве прошли масштабные задержания уроженцев Средней Азии.