Малиновский районный суд Одессы признал виновным в нарушении таможенных правил капитана танзанийского судна Sky Moon и вынес решение о конфискации морского судна и перевозимого им груза — более 3 тыс. тонн технической соды. Об этом сообщает Военная прокуратура Южного округа Украины.
Судно Sky Moon было задержано украинскими пограничниками в ноябре 2016 года на пути из Севастополя в молдавский порт Джурджулешты. По версии силовиков, капитан пытался имитировать поломку корабля, но судно доставили в порт Рени (Одесская область). Сразу же после ареста в отношении капитана судна, оказавшегося гражданином Сирии, было заведено уголовное дело по ч. 2 ст. 332-1 (нарушение порядка въезда и выезда на временно оккупированную территорию Украины), ч. 1 ст. 366 (служебный подлог) Уголовного кодекса Украины.
Тогда представители Генпрокуратуры Украины заявили о том, что
капитан действовал по предварительному сговору с представителем судовладельца, отправителями и получателями грузов. В течение 2016 года он восемь раз заходил в закрытые крымские порты Керчи, Феодосии и Севастополя.
«Достоверно зная о временном закрытии для судоходства морских портов на временно оккупированной территории Украины и введении международным сообществом санкций в отношении Российской Федерации в связи с оккупацией территории АР Крым, действуя в нарушение приведенных требований международного права и законодательства Украины, вышеупомянутое судно доставляло в Турцию и Молдову металлолом, кальцинированную и техническую соду, семена льна», — говорилось в сообщении ГПУ.
По данным силовиков, на судне из Крыма в обход таможни перевозилось более 3 тыс. тонн технической соды стоимостью почти 18,5 млн грн (почти 40 млн руб.). «Это крупнейшая товарная партия в истории украинских правоохранительных органов, которая конфискована судом за нарушение таможенных правил.
Также впервые в истории Украины суд принял решение и о конфискации судна», — отметили в ведомстве.
Прокуратура отмечает, что к уголовной ответственности привлечены и предстанут перед судом уже упомянутый капитан судна и один из основателей компании-грузовладельца — гражданин Молдавии.
Также решается вопрос о привлечении к ответственности представителя судовладельца — гражданина Румынии, который организовал совершение преступления. Кроме того, прокуратура намерена официально проинформировать власти Чехии о том, что зарегистрированное на ее территории юридическое лицо нарушило европейские санкции, касающиеся запрета торговли с Крымом.
Добавим, что в феврале 2017 года на экипаж был наложен штраф за заходы в порты Крыма, сообщалось на сайте украинской пограничной службы. Семь членов команды судна — кстати, все являются гражданами Сирии — привлечены к ответственности по ст. 204-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях (нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее), на каждого наложен штраф — 1700 грн. Командование судна привлекли к административной ответственности в результате неповиновения законному требованию Госпогранслужбы.
Как уже отмечалось, это решение о конфискации морского судна — первое в истории Украины. Хотя органы СБУ открывали уголовные дела по ст. 3321 УК (нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее) по фактам совершения судозаходов в крымские порты и даже задерживали «суда-нарушители», ни одного обвинительного приговора по данным эпизодам до сих пор вынесено не было. Другие страны также не применяли каких-либо жестких мер.
При этом запрет захода судов в порты Крыма был введен сразу после присоединения полуострова к России. Так, правительство Европейского союза еще в 2014 году запретило судам, ходящим под европейскими флагами, заходить в Крым. Аналогичные меры ввела и Украина. Приказом министерства инфраструктуры Украины №255 от 16.06.2014 (вступил в силу с 15 июля 2014 года) морские порты Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта и Евпатория были закрыты, а администрации этих портов — ликвидированы. А потом постановлением №263 уже только в апреле 2016-го украинское правительство запретило и заход в рыбные порты.
Информация о закрытии портов была опубликована в «Извещениях мореплавателям», а посольство Украины в Великобритании известило о закрытии портов Международную морскую организацию, членами которой является 170 стран-участниц. Впрочем, суда все равно продолжают заходить в Крым. Так, по данным мониторинговой группы «Майдан иностранных дел», которая следит за нарушением этого запрета,
за февраль 2017 года в крымских портах зафиксированы 74 судна под флагами 10 стран. Однако эти суда принадлежат судовладельцам только из четырех стран.
Так, 62 судна принадлежат компаниям из РФ (83,8%), семь судов — компаниям из Турции (9,5%), четыре судна — компаниям Румынии (5,4%), одно судно принадлежит компании из Египта (1,3%).
Все суда, нарушающие запрет, активисты вносят в «Базу данных морских судов, которые в нарушение законодательства Украины и международных санкций заходили в порты оккупированного Крымского полуострова». Сейчас в этом списке более 631 судна.
16 марта 2014 года в Крыму прошел референдум, который стал легальной основой для возвращения украинского полуострова в состав России. По официальным результатам, за изменение статуса Крыма высказались 96,77% проголосовавших. Явка, по тем же данным, составила 83,1%.