В Министерстве внутренних дел России планировали переподчинить 2,5 тыс. бойцов бывшего спецназа упраздненной Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков «Гром» начальникам полиции в региональных главках, по сути, превратив их в аналог СОБРа, переданного в Росгвардию. Однако идею раскритиковал Владимир Путин. Теперь судьба спецназовцев снова оказалась под вопросом, говорит собеседник «Газеты.Ru» в силовых структурах.
Выступая на расширенной коллегии МВД 9 марта, президент рассказал о встрече с главой МВД Владимиром Колокольцевым «в неформальной обстановке», которая состоялась в выходные дни накануне. По словам Путина, на ней обсуждались и служебные вопросы, «в том числе взаимодействие с Росгвардией».
«В МВД остались свои, так назовем, силовые структуры, призванные обеспечивать оперативную деятельность, но значительный объем работы все-таки проводится Росгвардией.
Мне бы очень хотелось, чтобы это взаимодействие сохранилось, но мы не наблюдали бы роста этой силовой составляющей. И нам ни в коем случае не нужно…» — сказал президент.
»...создание второй Росгвардии», — закончил мысль за главу государства Колокольцев.
«Да, создание вторых внутренних войск, второй Росгвардии нам не нужно, а нужно хорошее взаимодействие, так, как это всегда было. Не вижу никаких причин, чтобы там были какие-то сбои», — подтвердил Путин, добавив, что пока сбоев не видит и рассчитывает, что «так будет и дальше».
Президент еще раз напомнил о преобразованиях по передаче в МВД структур ФСКН и ФМС, а внутренних войск, подразделений ОМОН и СОБР из МВД в созданную Национальную гвардию. По мнению Путина, эта реформа прошла «фактически безболезненно для соответствующих направлений работы, и это, конечно, большая заслуга и руководящего, и личного состава соответствующих подразделений, и министерства в целом».
Согласно президентскому указу от 5 апреля 2016 года, штаты ФМС и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) переходят МВД.
Среди прочих в президентском указе не упоминались подразделения спецназа и Следственного управления ФСКН.
Последние не могли остаться в антинаркотическом главке МВД, поскольку следствие у полиции выделено в отдельный департамент, а спецназовцев наркополиции уже нельзя было устроить в ОМОН и СОБР, которые вообще были переданы из МВД в созданную параллельным указом Национальную гвардию.
При этом в документе говорилось, что службу в МВД с сохранением специальных званий смогут продолжить все пожелавшие этого сотрудники ФСКН.
Источники «Интерфакса» в силовых структурах тогда предположили, что спецназ ФСКН «Гром» в результате реформы все-таки перейдет на службу в Национальную гвардию.
В свою очередь, источник «Газеты.Ru» в одной из силовых структур рассказывает, что известие о ликвидации ФСКН ее руководитель Виктор Иванов встретил очень болезненно. При этом он постарался позаботиться о трудоустройстве своих подчиненных. В частности, Иванов направил письмо во ФСИН с вопросом о возможных вакансиях для сотрудников, которые остаются не у дел.
«Речь шла в том числе и о бойцах спецназа, однако во ФСИН ответили, что мест для бывших сотрудников ФСКН нет, так как в службе тоже прошли сокращения», — говорит высокопоставленный собеседник.
Работа по расформированию ФСКН должна была завершиться в июле прошлого года, но была продолжена до декабря, потому что закончить ее в срок ликвидационная комиссия не смогла. Тогда один из бойцов «Грома» рассказывал «Газете.Ru», что большинство бойцов спецназа по-прежнему оставались нетрудоустроенными. Арсенал спецназа, включая самые современные пистолеты-пулеметы, снайперские винтовки, помповые ружья и гранатометы, был передан межведомственной комиссии.
Тогда собеседник «Газеты.Ru» все еще рассчитывал, что его переведут на службу в Нацгвардию.
«Однако пока никаких практических шагов в этом направлении не последовало, мы просто сидим и ждем. Некоторые уже перешли в спецподразделения других силовых структур, например в спецназ СВР России «Заслон», — рассказывал спецназовец.
Другой бывший сотрудник одного из спецподразделений рассказал «Газете.Ru», что в «Гром», созданный под руководством выходца из ФСБ Иванова, в свое время отбирались высококлассные специалисты, которым могли позавидовать другие спецслужбы.
Так, в 2015 году именно спецназ ФСКН сотрудники ФСБ привлекли к задержанию в Ингушетии главного обвиняемого в убийстве политика Бориса Немцова Заура Дадаева.
В декабре стало известно, что в Росгвардию спецназ не вошел. Об этом рассказал, в частности, начальник управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Татарстану Рустем Гумеров. По его словам, в состав ведомства из Министерства внутренних дел переведены специальный отряд быстрого реагирования, казанский и набережночелнинский отряды мобильные особого назначения, авиационный отряд специального назначения, подразделения Управления вневедомственной охраны и Центра лицензионно-разрешительной работы — всего 3 тысячи человек.
«Подразделение «Гром» в состав Росгвардии не вошло. Каких-либо ограничений по приему сотрудников спецподразделений, которые раньше работали в органах госнаркоконтроля, у нас нет. Любой желающий может на общих основаниях служить в Росгвардии», — заметил Гумеров.
Уже в январе появились сообщения о создании подразделений спецназа «Гром» в региональных главках МВД, в рамках управления по контролю за оборотом наркотиков. Об этом, например, на пресс-конференции 26 января сообщил начальник Челябинского ГУ МВД Андрей Сергеев.
«В работе по пресечению распространения наркотиков зачастую важна оперативность, быстрота реагирования. И эта деятельность будет на порядок эффективнее, если у профильного управления будет соответствующая структура. Поэтому создаем «Гром», — цитировало Cергеева Ura.ru.
При этом издание назвало подразделение «аналогом переданного в Росгвардию СОБР». «Специальные отряды силового прикрытия и быстрого реагирования есть у приставов, пограничников. Однако полиция их лишилась», — говорилось в публикации.
По словам источника «Газеты.Ru», аналогичная ситуация сложилась во всех регионах. Более того, министр внутренних дел Владимир Колокольцев распорядился увеличить численность «Грома» в Москве и Московской области на 65 и 60 бойцов соответственно «за счет личного резерва министра».
«Треть сотрудников управления по противодействию незаконному обороту наркотиков в Московской области — это спецназ. При этом другие подразделения должны обращаться за силовой поддержкой на задержаниях в Росгвардию», — говорит собеседник.
На практике бойцы «Грома» уже привлекались для силовых мероприятий за рамками обеспечения деятельности антинаркотических подразделений МВД, продолжает собеседник «Газеты.Ru».
Например, начальник полиции Белгородского управления МВД Владимир Жигайло в конце января на пресс-конференции прямо заявил журналистам, что региональный главк оставил «Гром» в своей структуре «для решения задач в сложной оперативной обстановке».
«По обращению начальника УМВД в МВД России нас поддержали с учетом приграничной ситуации, и было создано спецподразделение «Гром», сотрудники которого готовы к выполнению задач по задержанию вооруженных преступников по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Это подразделение, которое физически, морально, технически готово к выполнению любых оперативных и боевых задач, — рассказывал Жигайло местным СМИ. — Функции Национальной гвардии в основном связаны с борьбой с терроризмом, экстремизмом. Наше подразделение будет выполнять функции на территории области, участвовать в задержании вооруженных преступников, бандформирований по линии борьбы с оборотом наркотиков и в решении некоторых других задач».
По его словам, сейчас «Гром» остался в структуре антинаркотического управления полиции, но его численность увеличили вдвое, и подразделение будут привлекать «в обстановке, где есть угроза сотрудникам полиции».
После слов президента на последней коллегии МВД по меньшей мере будет приостановлена подготовка распоряжения о подчинении «Грома» непосредственно региональным начальникам полиции, а не антинаркотических управлений, говорит собеседник «Газеты.Ru». По его мнению, возможно, МВД стоило отстаивать сохранение в ведомстве СОБРа с передачей Росгвардии ОМОНа на стадии подготовки реформы, а теперь придется смириться с согласованием всех силовых операций с гвардейцами.