Санкции на судно были наложены из-за того, что немецкая судостроительная верфь Nobiskrug предъявила к заказчику — компании Valla Yachts Limited иск о невыплате долга в €15,3 млн. Сумма задолженности состоит из €9,8 млн просроченной выплаты за строительство яхты, поскольку крайним сроком внесения денег по контракту является 27 января 2017 года. Также в требуемую сумму входят претензии по счетам-фактурам и оспоренным в ходе сборки деталям заказа плюс проценты.
Судно длиной 142,8 м несколько дней назад покинуло порт немецкого города Киль на берегу Балтийского моря, чтобы направиться в Испанию, где на яхте планировалось провести дальнейшие отделочные работы и начать ходовые испытания. Предоставление яхты ее владельцу планировалось на конец весны 2017 года.
Вместо этого 18 февраля судно было поставлено на якорь в бухте Гибралтара, и сейчас оно находится под стражей адмиралтейских судебных исполнителей.
«Мы считаем случившееся поразительным актом со стороны компании ранга Nobiskrug. Суть в том, что при реализации проектов такого масштаба иногда случаются нерешенные вопросы. Сумма претензий и механизмы их погашения уже некоторое время являются предметом диалога между судовладельцем и руководством верфи. Мы предполагали, что дело движется к взаимному согласию и отправке яхты в Испанию», — сказали представители Мельниченко.
Они также уточнили, что данное дело подпадает под арбитражное судебное разбирательство на территории Великобритании и будет рассмотрено в арбитражном трибунале этой страны. Дата заседания пока неизвестна.
«Мы уверены, что арест будет снят в течение нескольких дней и этот неприятный эпизод будет закончен», — сообщили «Газете.Ru» представители бизнесмена.
Яхта предположительной стоимостью около $374 млн развивает максимальную скорость в 20 узлов и способна без остановки совершить трансатлантический переход, преодолев 5320 морских миль. Она оснащена двумя двигателями мощностью 4,827 л.с. каждый.
На судне оборудована цифровая система управления и большой бассейн с раздвижной крышей. Планируется, что судно будет управляться экипажем из 54 человек. Примечательными особенностями яхты являются расположенная внизу небольшая подводная лодка, а также подводная смотровая комната.
Внешний вид судна спроектирован французским промышленным дизайнером Филиппом Старком. За оснастку и киль яхты отвечала голландская судостроительная компания Dykstra Naval Architects, британская фирма Magma Structures создала 90-метровые мачты (выше Биг-Бена), а паруса произвела американская фирма Doyle Sails.
Парусник включает восемь палуб, а в корпус встроено одно из самых больших гнутых стекол в мире весом 2 тонны — площадь листа составляет 58,8 кв. м, сообщает Forbes.
В августе 2016 года Мельниченко сам приезжал смотреть, как идут сборочные работы, а в октябре того же года судно было впервые спущено на воду.
44-летний Андрей Мельниченко контролирует пакеты акций СУЭК (92,2%), «Еврохима» (90%), Сибирской генерирующей компании (92,2%). Его ориентировочное состояние равняется $10,1 млрд. Помимо яхт увлекается коллекционированием картин импрессионистов.
В декабре прошлого года на бывшие яхты двух других российских миллиардеров — главы «Нафта-Москва» Сулеймана Керимова и владельца Магнитогорского металлургического комбината Виктора Рашникова — были наложены аресты по запросу прокурора Женевы.
Яхта Ice (90 м), ранее принадлежавшая Керимову, по данным СМИ, могла быть задержана в ноябре на Гибралтаре (по данным геосервисов, она находится в марине порта Танжер в Марокко), а бывшая лодка Рашникова Ocean Victory (76 м) 2 декабря была арестована в Нидерландах.
В апреле 2016 года Мельниченко выставил на продажу свою моторную яхту, которая также называется «А». Сообщалось, что судно было замечено, в частности, на Темзе в центре Лондона. В течение нескольких лет яхта побывала в таких местах, как Гонолулу, Малибу, Монако, Пуэрто-Рико, Турции и Таиланде.