Москвич Фридрих Зеленов получил в аренду участок под строительство металлического тента («ракушки») в Пресненском районе Москвы в 2006 году. В 2013 году начался массовый снос «ракушек», их собирались оставить только для ветеранов и инвалидов. Впрочем, управа района решила снести вообще все металлические тенты-гаражи, включая «ракушку» Зеленова, инвалида. «Сам он против такого решения не возражал, — рассказал «Газете.Ru» адвокат Зеленова Олег Искаков. — Спросил, надо ли заключать какие-то дополнительные договоры о расторжении аренды, в управе ему ответили, что не надо, мол, все бумаги уже оформили».
«Ракушку» снесли в том же 2013 году. А через три года, 26 сентября 2016 года, на Зеленова подал в суд департамент городского имущества Москвы.
Город собирался взыскать с Зеленова задолженность за трехлетнее пользование земельным участком, когда никакого гаража на этом участке уже не стояло и, соответственно, этим участком он уже не пользовался.
«Даже если не говорить о том, что срок предъявления требований к тому моменту истек, требования департамента абсурдны. Они требовали не только платить за три года, когда «ракушка» была уже снесена, но и за предыдущие годы, когда Зеленов исправно оплачивал аренду. Вместе с пенями общая сумма, которую собирались взыскать, составила почти 21,4 тыс. рублей. Сумма не очень большая, потому что у инвалидов льготная ставка аренды», — рассказывает Искаков.
В итоге суд взыскал с инвалида 13 рублей 13 копеек в качестве пеней и 400 рублей госпошлины.
При этом в суд были предоставлены документы от управы, подтверждающие, что «ракушка» была действительно снесена в 2013 году. Также выяснилось, что фактически договор аренды, который продлевался каждый год, не был расторгнут должным образом.
В пресс-службе департамента городского имущества «Газете.Ru» пояснили, что о сносе гаража узнали уже во время судебного процесса: префектура заранее не предоставила соответствующие документы. Соответственно, настаивать на том, чтобы взыскать с Зеленова сумму, которую ранее посчитали задолженностью, в департаменте не собираются.
В то же время адвокат Зеленова говорит, что в комиссии, принимавшей решение о статусе «ракушки», были представители департамента и, таким образом, «истец знал, что фактически с 2013 года ответчик не имеет возможности легально пользоваться земельным участком, поскольку размещение металлических тентов (гаражей) на земельном участке признано незаконным».
Напомним, что массовый снос «ракушек» в Москве состоялся в 2013 году. Власти руководствовались постановлением от 02.11.2012 №614-ПП, дающим право без суда сносить металлические тенты, не имеющие разрешительных документов. Таковыми на тот момент можно было считать все московские «ракушки», «тенты», «пеналы», кроме принадлежащих инвалидам и ветеранам, которые получали машины от государства по соцпрограммам. У большинства владельцев таких гаражей либо вообще не было на них документов, либо имелись просроченные договоры с управами, которые те в последние годы не продлевали. К примеру, в результате инвентаризации металлических тентов на территории ЦАО в начале 2013 года было выявлено 5929 объектов, из которых на 5135 не оказалось правоустанавливающей документации. И только 875, по информации префектуры округа, были «оформлены в соответствии с законом, поэтому выводу не подлежат».
При этом автомобилисты жаловались, что о грядущем сносе их никто не предупреждал, о факте демонтажа они узнавали от соседей, а вместе со снесенными «ракушками» исчезало и хранившееся в гаражах имущество (запасная резина, диски, инструменты).
По словам координатора «Синих ведерок» Петра Шкуматова, времена «ракушечных» сносов в Москве практически прошли, сейчас город активно сосредотачивается на уничтожении одноуровневых гаражей в кооперативах. «Почти все плоскостные гаражи в городе находятся под ударом, и, если еще что-то не снесли, так это только потому, что у столичных властей еще не дошли до них руки, — пояснил он «Газете.Ru». — Дело в том, что в советские времена земля под строительство гаражных кооперативов выдавалась в долгосрочное или бессрочное пользование, но несколько лет назад город стал требовать заключать ограниченные по времени договоры аренды. И все, у кого не были оформлены участки в соответствии с новыми требованиями, с кадастровым номером и так далее, разом оказались вне закона. При этом компенсации из-за такого неопределенного правового статуса за снесенные гаражи не полагалось».
В советские времена обеспеченность местами коллективного автохранения составляла 70% от общего числа автомобилей, зарегистрированных в Москве. Причем наличие «гаражных» земель было обязательным требованием для утверждения проекта планировки жилого квартала. Участки выделялись решением исполкома, в том числе в бессрочное пользование. В Российской Федерации права пользователей, согласно преемственности законодательства, должны были автоматически сохраняться. Однако действие «советских» прав пользования перенеслось далеко не на всех собственников и арендаторов, что и дало возможность городу расторгать «срочные» договоры аренды, нередко в одностороннем порядке.
Сейчас в Москве несколько сотен гаражных кооперативов, часть которых насчитывает по 800 обустроенных машино-мест. «Плоскостные гаражи — это еще и потенциал для покрытия дефицита парковочного пространства, на каждом из них можно утроить количество машино-мест, если возводить недорогие двух- и трехуровневые современные стоянки.
Причем многие, как действующие гаражные кооперативы, так и большинство москвичей, готовы и сами вкладываться в подобные проекты, решая в том числе и городские задачи, предусмотренные Генеральным планом развития Москвы.
Но чиновники мэрии фактически блокируют такие возможности», — считает член регионального штаба ОНФ в Москве, муниципальный депутат Таганского района Илья Свиридов.