В понедельник, 16 января, Мировой суд Промышленного района Ставрополя удовлетворил ходатайство адвоката о привлечении к участию в деле Виктора Краснова представителей Российской православной церкви (РПЦ). Первое в России уголовное дело по криминализированной статье об оскорблении чувств верующих (ч. 1 ст. 148 УК РФ) было возбуждено против блогера из Ставрополя, оставившего комментарии в посте о существовании Бога.
Заявление против него написали двое жителей города Дмитрий Бурняшев и Александр Кравцов. По словам адвоката подсудимого, пришло время разобраться, допускает ли церковь, чтобы лица, считающие себя верующими, ходили в полицию с такими заявлениями.
«В силу того что эта статья публичного обвинения, то
почему не выясняется позиция РПЦ? Оскорбились ли все верующие или нет? В связи с этим и нужно решать, виновен ли мой подзащитный или нет.
Поэтому я заявил ходатайство о вызове представителей РПЦ, и его удовлетворили. Буду вызывать священников в лице Ставропольской митрополии», — рассказал «Газете.Ru» адвокат Виктора Краснова Андрей Сабинин.
Суд предоставил Краснову возможность ознакомиться с новой экспертизой, проведенной Минюстом. По мнению защиты, обвинение не сходится с результатами первой экспертизы и уж тем более второй. Дело становится все более запутанным.
«Если есть физические лица — потерпевшие, то нужно решить, какой объем оскорбления был нанесен именно им и в адрес православного христианства в целом.
То есть человек должен знать, в каких конкретно из 20 высказываний, написанных в интернете, он обвиняется. Понять это мы пытались еще год назад.
Следователь предъявил все, что можно было подтвердить авторством Краснова, то есть 20 высказываний. А экспертиза выделила только два. Уже во второй экспертизе они проанализировали каждую фразу. Где же объем изменения? Все эти вопросы я обозначил прокурору», — говорит адвокат блогера.
Из 15 судебных заседаний по делу потерпевшая сторона, написавшая заявление, посетила лишь одно.
«Они отказывались от участия в любых мероприятиях, но были доставлены приводом, допрошены и после этого вновь отказались от участия», — рассказывает «Газете.Ru» адвокат Андрей Сабинин.
Сам обвиняемый Виктор Краснов написал на своей странице в социальной сети: «Экспертиза, на наш с адвокатом взгляд, не устранила выявленных противоречий, скорее, зафиксировала те, которые были.
Я выразил несогласие с прекращением дела в связи с истечением сроков давности».
В беседе с «Газетой.Ru» он рассказал, почему отказался от прекращения делопроизводства.
«Столько средств и сил было вложено в это дело. И чтобы делать такой подарок — я не хочу. Я отказался от этого. Мне это давно уже надоело, еще года два назад. Конечно, мне хотелось бы приговор услышать.
Адвокат хотел обсудить новую экспертизу, сделанную в Минюсте, но так как я с ней еще не был ознакомлен, то решили перенести на 30-е. Я думаю, на днях схожу и ознакомлюсь с ней в суде», — рассказал подсудимый Виктор Краснов.
Напомним, история началась со спора нескольких комментаторов в паблике «Подслушано в Ставрополье» под записью девушки, которая делилась наставлениями своей матери.
«Моя мама говорит, что в семье должна быть я главной, так как я женщина, а брату — что он должен жену свою держать в ежовых рукавицах, так как он мужчина. Никто из нас не выполняет мамины наставления», — гласил анонимный пост.
Под ним появился комментарий с цитатой из Библии, без указания на автора или источник, после чего развязалась дискуссия, в которой принял участие и Виктор Краснов. Двух собеседников, которые позднее обратились в полицию, оскорбили фразы оппонента о том, что «боха нет» (орфография автора сохранена. — «Газета.Ru») и что Библия — «список еврейских сказок».
Как рассказывает сам Виктор, от спора во «ВКонтакте» до прихода представителей Следственного комитета в его дом прошло около полугода.
«Я уже и думать о нем забыл», — отмечает Виктор.
Молодого человека, живущего в квартире с матерью, медбрата по образованию, который перебивался случайными заработками, принудительно поместили на месяц в психиатрическую больницу, после чего признали вменяемым. Еще одна экспертиза была проведена и в отношении комментариев, вызвавших резонанс. Психолого-лингвистическую экспертизу, впрочем, провели исключительно по комментариям самого Виктора Краснова, ответы других участников дискуссии не учитывались, а позже были удалены самими потерпевшими.
В частности, под экспертизу попали высказывания Краснова, оставленные под постом о празднике Хеллоуин.
Специалисты по итогам психолого-лингвистической экспертизы сделали вывод о том, что в высказываниях пользователя «не содержится психологических и лингвистических признаков унижения достоинства (оскорбления) человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии», но «данные высказывания носят оскорбительный характер в отношении православного христианства и направлены на унижение (оскорбление) религиозных чувств верующих».
Виктор Краснов рассказал «Газете.Ru», что после того, как о его деле стало широко известно, он начал получать анонимные угрозы физической расправы и оскорбления от неизвестных людей, которые пишут ему личные сообщения с фейковых аккаунтов.
Вместе с тем многие выражали и слова поддержки: люди, с которыми Виктор незнаком, из разных городов пишут ему сообщения с пожеланиями «держаться».