Работа над созданием так называемых детских технопарков в Москве началась с лета 2016 года. Детский технопарк нового поколения «Кванториум» был открыт в июне в «Мосгормаше». В сентябре 2016 года на территории технополиса «Москва» был открыт и второй проект. На базе подобных центров власти столицы планируют сформировать сеть научно-технологических центров, где дети смогут развивать навыки в сфере высоких технологий, физики, математики и проектирования, а самые талантливые получат билет в будущую профессию.
В московских «Кванториумах» проводятся занятия по семи направлениям: авиация, робототехника, промышленный дизайн, энергетика, нанотехнологии, космонавтика и геоинформатика.
Ежегодно здесь будут записывать около 1,2 тыс. школьников в возрасте от 14 до 17 лет. В 2017 году планируются к запуску еще 10 «Кванториумов» в различных округах Москвы.
«Наша задача – чтобы любой московский ребенок имел возможность получить в ходе школьного образования либо профессию, либо пройти углубленную профориентацию по тем или иным направлениям», – заявил мэр Москвы Сергей Собянин.
Было бы неправильно говорить, что такие центры профессионального образования для детей – это инновация. Проекты подобного типа существовали и в советских школах, однако в 1990-е годы почти все они были закрыты. Теперь же, с появлением у родителей спроса на подобного рода занятия, вновь возникло предложение. Вслед за государственными проектами частный бизнес тоже активно вкладывается в детские образовательные курсы, связанные с роботехникой, инновациями и промышленностью.
Одним из самых ярких проектов на карте Москвы стала «Корпорация роботов», которая за три года выросла в отдельный самостоятельный проект из выставки «Бал роботов». У проекта есть сразу несколько различных активностей для детей. Последней громкой премьерой стал проект Гараж «Кулибин Про», в создание которого партнеры «Бала роботов» Игорь Никитин и Марина Левашова инвестировали 15 млн руб. Так в столице появились детские технические образовательные центры при Московской школе Монтессори и в Московском планетарии.
В основе концепции нового проекта лежало воссоздание образа советского гаража, в котором дети могли найти новые знания и умения, наблюдая за родителями или совершенствуя навыки самостоятельно.
Запуская проект, организаторы рассчитывали увидеть в «гараже» детей 6–9 лет, однако оказалось, что бурный интерес проявили и родители. «Они интуитивно присоединялись, сначала просто помогали детям, а потом начинали придумывать что-то сами, и нам ничего не осталось, как открыть направление семейных мастер-классов», – вспоминает руководитель проекта Алена Перминова. Следом за семьями в «гараж» подтянулись и ищущие отдых от мыслительной деятельности бизнесмены, молодые специалисты. Теперь в «Кулибин ПРО», помимо робототехники, в мастерских проходят занятия по конструированию, столярному делу и выжиганию, электротехнике и пайке, погружениям в дополненную реальность.
Партнеры «Бала роботов» Никитин и Левашова вместе с основателем Британской высшей школы дизайна Александром Аврамовым и председателем совета выпускников Московской школы управления «Сколково» Гором Нахапетяном запустили и другой проект – центр дополнительного образования для детей 6–18 лет «КрашПРО». Автором идеи и директором школы стала Наргиз Асадова – ведущая передачи «Наука в фокусе» на радиостанции «Эхо Москвы».
С целью восполнить пробелы в высокотехнологичном образовании детей к проекту привлекли профессионалов IT и медиаиндустрии из компаний DreamTeam Mobile USA, Mail.ru Group, академии Cisco.
Школьников учат созданию мобильных приложений и дизайну компьютерных игр, графическому дизайну и анимации, основам робототехники и информационных технологий.
Крупные зарубежные компании тоже подключились к «инженерному просвещению» детей и молодежи. Samsung при поддержке Министерства образования и науки и ведущих преподавателей Московского физико-технического института (МФТИ) запустила программу дополнительного образования по основам IT и программирования «IT школа Samsung». Цель федеральной программы дополнительного образования – обучить 5 тыс. школьников в более чем 20 городах России в течение пяти лет. Компания обеспечила поставки оборудования на основе комплексного интерактивного решения Samsung School (LCD-панели, ноутбуки и планшеты), полностью подготовила учебный курс по основам IT и программирования вместе с сотрудниками МФТИ и взяла на себя возмещение расходов на зарплату преподавателям.
Проект стартовал с 2013 году, первым шагом стало подписание меморандума с департаментом образования Москвы и Московским центром технологической модернизации образования (ТемоЦентр). Выбор образовательных площадок во всех регионах работы проекта осуществлялся на основании рекомендаций местных министерств и департаментов образования.
Впрочем, Samsung не стала единственной компанией, вовремя поймавшей развивающийся тренд. Еще в 2006 году IBM запустила свою технологическую школу в России. На Западе проект, нацеленный на продвижение современных технологий, стартовал еще в 1999 году, а преподавателями выступили сотрудники самой компании.
В 2015 году IBM организовала курсы Kids Code, рассказав столичным старшеклассникам, что такое Bluemix-кодирование, а в 2016 году провела хакатон в московской школе №1770.
Программа уже добилась первых результатов – поиска новых талантов.
В октябре 2016 года сразу пять учеников старших классов столичных школ подписали отложенные трудовые договоры с высокотехнологичными компаниями Москвы.
На форуме «Открытые инновации» соглашения с будущими работниками подписали топ-менеджеры московских компаний «Открытые мастерские», «НТ-МТД», «Системы динамической стабилизации», «Битроникс» и «Тридекволити». В настоящее время в Москве подписан 41 отложенный трудовой договор между московскими школьниками и высокотехнологичными компаниями города. Отложенные трудовые договоры — одна из инициатив городских властей, направленная на развитие и профориентацию талантливой молодежи. Для бизнеса, особенно для компаний, занимающихся перспективными технологиями – это возможность через несколько лет получить в свою команду талантливых и мотивированных молодых сотрудников, уже знакомых со спецификой деятельности организации.