Расследование дела об убийстве российского посла Андрея Карлова в Анкаре пролило свет на некоторые стороны личности его убийцы. Напомним, дипломата почти в упор расстрелял сотрудник спецподразделения МВД Турции Мевлют Алтынташ. Как пишет турецкая газета Hurriet, длительное время у Алтынташа были отношения с гражданкой России.
«Они встречались длительное время на территории Анкары, однако незадолго до убийства она переехала в Москву. Сейчас она живет в российской столице», — отмечает издание. По его данным, представители российских спецслужб нашли бывшую подругу Алтынташа в Москве и допросили.
Она подтвердила, что долгое время состояла в «определенных отношениях» с ним, а также подробно рассказала все, что о нем знает.
Другой информации о ее личности не приводится.
По данным турецких СМИ, Алтынташ имел отношение к нескольким организациям, запрещенным в Турции. В частности, известно, что он активно контактировал с представителями группировки «Параллельное государство» (FETÖ/PDY). Ее создателем считают политика Фетуллаха Гюлена, который скрывается от турецких правоохранителей в США и которого считают организатором неудачной попытки госпереворота в Турции летом 2016 года.
Кроме того, у Алтынташа в ходе обысков были обнаружены брошюры и иные материалы запрещенной в России «Джебхат ан-Нусры» (с 2016 года она называется «Джебхат Фатх аш-Шам»). По данным экспертов, это филиал международной террористической группировки «Аль-Каида» (организация запрещена в России), действующий в Сирии и Ираке.
Сам убийца Карлова во время стрельбы кричал «Аллаху Акбар» и утверждал, что его действия — это месть за штурм Алеппо.
Как утверждает сестра террориста Сехер, которую допросили турецкие правоохранительные органы, Мевлют Алтынташ вместе с другом ранее успешно сдали экзамен при устройстве на работу в охрану президента Реджепа Эрдогана, но его не взяли из-за недостаточного стажа службы в полиции — он составлял «менее года». Сехер утверждает, что их семья никогда не была религиозной, что ее брат раньше употреблял алкоголь и не слишком-то знал Коран. Однако именно в полицейской школе с ним произошли заметные изменения, и он стал значительно реже общаться со своими родными. По мнению сестры убийцы, на него плохо повлиял сокурсник.
Между тем, как полагает исламовед Роман Силантьев, число российских девушек, которые регулярно отдыхают на турецких курортах и заводят там любовные интрижки, весьма велико.
«Там работают аниматоры, которые развлекают отдыхающих. Нередко романы наши женщины заводят именно с ними. Раньше они выслеживали состоятельных туристок, чтобы поправить свое материальное положение, проще говоря, действовали как альфонсы. Знакомство с ними было ранее чревато потерей денег и венерическими заболеваниями, но и только. Однако в последние пару лет
появилась новая тенденция: часть аниматоров стали вербовщиками запрещенной в РФ группировки «Исламское государство» (организация запрещена в России). Россиянки стали подпадать под их влияние»,
— рассказал эксперт «Газете.Ru».
По его словам, хотя очевидно, что в зоне риска оказываются те девушки, которые отдыхают в Турции и Египте, сделать что-то против подобных вербовок российским органам власти трудно.
«Порядочные девушки и так не пропадут, а непорядочным трудно объяснить, что хаотичные половые связи чреваты проблемами. Разве что можно выпустить брошюру, где будет сказано, что турецкие аниматоры могут оказаться вербовщиками «Исламского государства».
По его словам, угроза может исходить и от тех, кто с экстремизмом не связан. В частности, вышедшая замуж за турка девушка может быть неприятно поражена тем, что стала далеко не первой супругой восточного мужчины.
«Немало случаев отъезда россиянок в Сирию на джихад вместе со своими возлюбленными. В частности, недавно одна из студенток Финансового университета по приглашению своего жениха-иорданца отправилась в свадебное путешествие на сирийскую территорию. Однако ее вовремя остановили на паспортном контроле. Среди тех, кто уехал, хватает представительниц самых разных народов, населяющих Россию, — татарки, башкирки, дагестанки и, конечно, русские женщины», — заключил Силантьев.
Как пояснила «Газете.Ru» семейный психолог, кандидат психологических наук Ирина Обухова, турецкие мужчины пользуются популярностью у россиянок прежде всего потому, что хорошо умеют ухаживать за женщинами в принципе.
«Они умеют увлекать, умеют создавать иллюзию того, что женщина единственная, неповторимая и сказочная. Это банальные приемы, но именно они нередко бывают очень действенными», — сказала она.
По словам Обуховой, российские мужчины часто не столь обходительны.
«У наших мужчин нередко доминирует представление, изложенное сатириком Жванецким в одной из миниатюр, которое можно описать так: прокатил на трамвае — она твоя. А вот восточные мужчины могут создать сказочную атмосферу того, что ему нужна только ты. Даже на один вечер или одну ночь», — отметила психолог. По ее словам, если же потом девушка узнает, что ее любимый занимается чем-то противоправным, то, если у нее сильные чувства к этому мужчине, она всегда найдет ему оправдание.
Самым громким из всех инцидентов, связанных с попыткой россиянок переехать на территорию ИГ (организация, запрещенная в России), стало дело Варвары Карауловой, которая познакомилась со своим возлюбленным Айратом Саматовым по интернет-переписке. После того как ее отец с трудом вернул девушку из Турции в Москву, о Карауловой узнала вся страна. Осенью 2010 года в СМИ появилась информация о том, что турецкие власти помогли вернутся в РФ уроженке Ингушетии Афинад Оскановой. Она провела у боевиков более месяца, но разочаровалась в их идеях и вместе с малолетним сыном перебралась с сирийской территории в Турцию, где ей помогли силовики турецкого государства.
«Ты не представляешь, сколько там русских и казашек.
Уйма их. Я не смогу их посчитать. Там у многих дети — прямо там рожали их», — рассказала Осканова сотрудникам ФСБ РФ после возвращения.
Однако еще в 2014 году в СМИ попала история Марии Погореловой, которая некоторое время была сильно увлечена ультранационалистическими идеями, даже сделала себе татуировку на шее в виде свастики. Но потом Погорелова через интернет познакомилась с мужчиной по имени Абу Бакр. После этого 18-летняя девушка приняла ислам и переехала в Сирию. По словам оперативников, сейчас она занимается тем, что вербует других девушек для участия в радикальных исламистских организациях.