Количество мостов Петербурга измеряется сотнями: на данный момент их более 800. Такая цифра точно бы вызвала недовольство основателя города, ведь по задумке Петра I в морской столице России мостов не должно быть вовсе.
Император предпочитал передвигаться по своему творению на лодке, и окружение его величества в добровольно-принудительном порядке передвигалось тем же способом. Императорское судно называлось на английский манер верейкой: от слова wherry — «лодка». Такие же плавсредства правитель подарил своим приближенным. А затем в воскресные дни устраивал смотры с участием всех владельцев подаренных судов. Явка на такие смотры была, разумеется, строго обязательна.
Простым горожанам тоже приходилось считаться с пристрастием Петра.
Им для передвижения предлагались на выбор общественные лодки, паромы и даже венецианские гондолы, которые курсировали по рекам и каналам Петербурга в начале XVIII века.
Зимой жители Северной столицы катались по обледеневшим водоемам на санях или бродили по ним на своих двоих — в зависимости от состоятельности.
Однако попытки приучить петербуржцев к водным путешествиям не увенчались успехом, и уже через два года после смерти Петра, в 1727 году, в Петербурге появляется первый наплавной мост. Исаакиевский мост (тогда — Невский) соединял Васильевский и Адмиралтейский острова. До наших дней образец раннего петербургского мостостроения не сохранился, зато стал прародителем юбиляра этого года. Именно вместо Исаакиевского моста был сооружен мост Дворцовый.
Вопрос о перенесении переправы между центральной частью города и Васильевским островом был поднят биржевым комитетом в начале 1850-х годов, так как завершилось строительство Благовещенского моста, первого постоянного моста через Неву, и Исаакиевский мост потерял свое транспортное значение. Представители купечества в 1853 году подали Николаю I прошение о перемещении моста к Зимнему дворцу, где в то время был лодочный перевоз, чтобы «установить прямую и постоянную связь с торговым портом на стрелке Васильевского острова». Император прошение удовлетворил.
Новый мост, сооруженный к 1856 году, имел схожую со своим предшественником конструкцию и также был временным: в зимний период его разводили. В состав переправы даже вошли три деревянные барки-плашкоута (несамоходное судно, которое также может служить опорой моста) от старого Исаакиевского моста. Через 30 лет строению пришлось пережить еще один перенос — на 53 метра. Эта локация стала окончательной для Дворцового моста.
Но со строительством постоянного варианта власти города не торопились, и конкурс на его возведение объявили только в 1901 году, когда старые плашкоуты просто-напросто стали протекать и тонуть.
Выбор лучшего проекта занял восемь лет. За это время было проведено три международных конкурса, на которых было представлено около 50 проектов. В итоге лучшим признали проект Общества Коломенских заводов, автором которого был петербургский инженер Анджей Пшеницкий. Проект предполагал чугунный пятипролетный мост с разводным пролетом посередине реки. При этом одним из условий договора было использование исключительно отечественных материалов в строительстве.
Однако даже после утверждения проекта в течение следующих двух лет обсуждались детали конструкции и архитектурного оформления Дворцового. Фактически строительство началось только в 1911 году — и это при том, что сроком завершения в договоре значился 1913 год. Сроки сдвигались несколько раз. Сначала из-за долгих дискуссий по вопросам строительства, потом из-за разрушительного наводнения, потом из-за начала Первой мировой войны. Последняя еще продолжалась, когда строительство конструкции моста было завершено.
Поэтому сдан Дворцовый мост был без запланированной пышной архитектурной отделки, а церемония открытия прошла совсем не торжественно: перерезать ленточку не пришли ни царская семья, ни глава города.
Дворцовый мост вошел в жизнь города без пафоса и оваций, но тем не менее стал чуть ли не главной его достопримечательностью.
За вековую историю Дворцовый мост пережил несколько ремонтов. Первый понадобился переправе после Великой Отечественной войны, когда в 1943 году рядом с опорой на левом берегу взорвалась бомба. Устранить повреждения полностью не могли вплоть до 1978 года, когда все деревянные части строения в ходе капитального ремонта наконец-то были заменены. Второй ремонт прошел быстрее: в 2012 году была реконструирована и оснащена гидравлической системой разводная часть моста.
Чтобы увидеть развод мостов, в Петербург каждый год приезжают толпы туристов. А вот петербуржцев разводом мостов удивить сложно. В августе прошлого года разнообразить зрелище решил неизвестный байкер. Ночью во время развода мостов экстремал на скорости обошел пост охраны и перелетел с одного крыла моста на другое. В конце полета мотоцикл перевернулся вместе с водителем и скатился вниз по разводящемуся мосту. Результатом стали разбитый байк, ушибы и несколько тысяч лайков под записью о содеянном в соцсети «ВКонтакте». Обошлась эта рекламная кампания любителю скорости в 5 тыс. руб.
Административный штраф за подобные действия был введен в начале 2000-х годов в целях борьбы с модой на мотофристайл на разводящихся мостах.
Еще больше разнообразия в процесс развода мостов удалось внести Литейному мосту 14 июня 2010 года. Разводной мост стал площадкой для провокационной акции группы «Война». Участники «Войны» нарисовали огромный фаллос на одной из частей разводного пролета. Ночью рисунок поднялся напротив здания ФСБ. 11 февраля 2011 года акция была включена в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация», а активисту арт-группы присудили штраф за мелкое хулиганство.
Однако в центре внимания оказываются не только разводные мосты Петербурга. Летом этого года скандал возник вокруг моста через Дудергофский канал. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подписал постановление о присвоении этому мосту имени Ахмата Кадырова. Петиция против нового топонима набрала более 76 тыс. голосов, но отменять решение Полтавченко не стал.