Британский эксперт в области радиации, помогавший расследовать смерть бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, покончил с собой, пишет The Times. Тело 46-летнего Мэтью Панчера было обнаружено в его доме в городе Драйтон графства Оксфордшир. По заключению врачей, мужчина скончался от потери крови.
По словам сотрудников правоохранительных органов, в обстоятельствах гибели эксперта еще не все ясно до конца.
«Раны на теле ученого столь глубоки, что мы продолжаем устанавливать все обстоятельства случившегося», — отметил в беседе со СМИ следователь Рейчел Кларк, который занимается этим делом.
Он сказал, что в комнате, где было обнаружено тело Панчера, не найдено следов борьбы или крови других людей. Патологоанатомы, проводившие вскрытие, также уверены в самоубийстве эксперта.
Смерть Панчера произошла в мае нынешнего года, однако общественности о ней сообщили только в эту пятницу, 25 ноября. Эксперт работал в британском Научно-исследовательском центре по атомной энергии, который находится в Оксфордшире. Его коллеги отметили в беседе с местной газетой Daily Mail, что Панчер был сильно расстроен фактом срыва контракта между этим учреждением и правительством США. Власти Соединенных Штатов обговаривали с НИИ атомной энергии Британии возможность создания совместной программы по измерению уровня полония в крови людей, которые участвовали в работе над советским ядерным оружием. В определенный момент сделка сорвалась.
«Два или три года назад мы начали проводить расчеты по оценке рисков, связанных с использованием полония при создании ядерного оружия, которые были необходимы для этого проекта. Панчер возглавил эти работы, и к апрелю 2015 года исследование было выполнено. В феврале 2016 года он по работе съездил в Россию и, когда вернулся в Соединенное Королевство, был необычно тих и замкнут».
«Как-то раз он сказал мне, что во время визита к российским коллегам осознал ошибку, допущенную им в расчетах», — рассказал британским журналистам непосредственный начальник погибшего Джордж Эферингтон.
По его словам, Панчер считал, что контракт с американской стороной не удалось заключить почти исключительно из-за его ошибки. «Он думал, что его серьезно накажут за то, что он не выполнил условия, предусмотренные его контрактом», — добавил Эферингтон.
Другие коллеги рассказывают, что в последнее время погибший жаловался на нервные срывы и то, что «ему все труднее думать». Хотя расследование показало, что начальство высоко оценивало его работу и даже внесло его в списки на премию по итогам года, но в последний момент его исключили из числа кандидатов на получение бонусов по инициативе отдела персонала.
Вдова ядерщика Кэтрин, прожившая с ним в браке 16 лет, рассказала следователям, что ее супруг сильно изменился после посещения России.
«Он был жизнерадостным и позитивным человеком. Любил наших детей, занимался с ними, зачастую помогал им уроки делать. Но он сильно изменился. Его перестало интересовать вообще что-либо», — отметила женщина.
Александр Литвиненко работал в 1988–1999 годах сначала в КГБ, а затем в ФСБ. В 1998 году на пресс-конференции вместе с группой других сотрудников ФСБ публично заявил, что начальство приказало им убить олигарха Бориса Березовского. В 2000 году после возбуждения в отношении него ряда уголовных дел бежал с семьей в Великобританию, где власти предоставили ему политическое убежище. Впоследствии Литвиненко сотрудничал с британской разведкой MI6. Литвиненко неоднократно критиковал политику российских властей. В ночь на 23 ноября 2006 года состояние здоровья Литвиненко резко ухудшилось. 23 ноября в 21.21 (00.21 24 ноября по московскому времени) он скончался в больнице Юниверсити-колледж Лондон от острой сердечной недостаточности. Тело Литвиненко долго не вскрывали из-за опасений облучения медиков радиацией. Полиция расследовала его смерть как «наступившую от необъяснимых причин».
В том же году ученые из Британского агентства здравоохранения (БАЗ) заявили, что Литвиненко умер от радиоактивного заражения. Согласно заявлению главы центра БАЗ по радиационным, химическим и внешним рискам Роджера Кокса, в анализах мочи были обнаружены следы радиации, вызванной, как предполагается, полонием-210 (Po-210). Он также заявил, что в малых дозах Po-210 увеличивает риск заболевания злокачественными новообразованиями, а в больших количествах нарушает деятельность костного мозга, пищеварительной системы и других жизненно важных органов.
Британские следователи пришли к выводу, что Литвиненко был убит: отравлен полонием.
В январе 2016 года в Великобритании завершились публичные слушания в Высоком суде Лондона по делу Литвиненко. По словам судьи Роберта Оуэна, на основании секретных документов британских спецслужб отравителями экс-сотрудника ФСБ являются его бывшие коллеги Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун. По данным суда, Литвиненко получил смертельную дозу полония-210 во время встречи с Луговым и Ковтуном 1 ноября 2006 года. Однозначного мотива их действий лондонский суд не установил. Председатель открытого разбирательства по делу о смерти Литвиненко возложил ответственность за смерть экс-сотрудника ФСБ на Россию.
Однако выводы Высокого суда Лондона были отвергнуты представителями России как недоказанные и основанные на предположениях.