Заключенные с пожизненным сроком получили право на длительные свидания с близкими родственниками. Это следует из постановления Конституционного суда, опубликованного на официальном сайте.
Согласно действующему законодательству, любой заключенный может рассчитывать на одно дополнительное длительное свидание в год за хорошее поведение. Однако на практике этого не происходит: когда дело касается «пожизненников», которые содержатся в условиях строгого режима, закон трактуется как исключающий предоставление им такого поощрения до перевода в обычные или облегченные условия отбывания наказания. Однако в первые десять лет перевод пожизненно осужденных в более щадящие условия в принципе невозможен, вне зависимости от их поведения.
Таким образом, длительные свидания для осужденных пожизненно фактически оказались под запретом.
В четверг Конституционный суд постановил, что такой подход не позволяет индивидуализировать исправительное воздействие наказания и не соответствует российской Конституции и положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее интерпретации ЕСПЧ. В КС также отметили, что эта проблема не может быть решена предоставлением свиданий в качестве поощрения по усмотрению администрации уголовно-исполнительного учреждения.
Суд также предложил законодателям подумать, как исправить ситуацию, и «установить условия и порядок реализации лицами, осужденными к пожизненному лишению свободы, права на длительные свидания». «А осужденному к пожизненному лишению свободы, даже если он еще не отсидел десять лет, должно предоставляться право по крайней мере на одно длительное свидание в год», — добавили в КС.
Сегодняшнее решение было принято после того, как КС рассмотрел жалобу бывшего руководителя неонацистской террористической организации «СПАС» Николая Королева, осужденного за теракт на Черкизовском рынке и ряд других преступлений на почве расовой ненависти. В июле этого года Мосгорсуд запретил Королеву и его жене длительные встречи до тех пор, пока тот не отсидит 15 лет.
В суде неонацист и его жена оспорили конституционность пункта «б» части 3 статьи 125 и части 3 статьи 127 Уголовного-исполнительного кодекса. Согласно этим статьям, осужденные, отбывающие наказание в условиях строгого режима, могут претендовать только на два краткосрочных свидания в год в первые десять лет отбывания наказания.
Причем, как показывает практика, даже краткосрочных свиданий зэки лишаются за малейшие провинности.
По закону, краткосрочные свидания должны проходить четыре часа с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются продолжительностью до трех суток с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника ИУ — с иными лицами.
В беседе с «Газетой.Ru» адвокат, член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Павел Чиков (признан в РФ иностранным агентом) дал исключительно положительную оценку действиям Конституционного суда: «Это очень хорошее решение, как и все изменения, которые в последние годы принимаются под давлением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). В сравнении с тем, какова ситуация на сегодняшний день, это серьезный шаг вперед, своего рода системные изменения. Более того, Минюст России несколько месяцев назад уже выступил с инициативой о внесении поправок в Уголовно-исполнительный кодекс, касающихся предоставления однократного длительного свидания в год для осужденного к пожизненному лишению свободы».
По мнению Чикова, основным толчком к этому постановлению Конституционного суда послужило решение ЕСПЧ по делу «Хорошенко против России»: Европейский суд встал на сторону россиянина, которому, как и в случае с Королевым и другими «пожизненниками», отказывали в свиданиях. При этом российский Конституционный суд с 2005 года неоднократно отказывал в принятии жалоб по аналогичным основаниям.
Вместе с тем сегодняшние изменения, вводимые Конституционным судом, адвокат не считает исчерпывающими: «В решении Большой палаты ЕСПЧ по делу Хорошенко указывается, что
в большинстве стран — членов ЕС осужденные к пожизненному лишению свободы имеют ровно такие же права на краткосрочные и длительные свидания, как и все остальные осужденные.
И это обычно раз в неделю, не раз в год, как предлагает КС, — говорит Чиков. — Но для нас это уже прогресс».
В европейской пенитенциарной системе, как правило, не проводится существенной разницы между «пожизненниками» и другими заключенными, отмечает собеседник «Газеты.Ru»: «Кроме того, там свидания разрешаются гораздо чаще, потому что подход уголовно-исполнительной системы строится на поддержке любых социальных связей, не обязательно даже с близкими родственниками, а вообще с любыми свободными людьми, потому что для осужденного это является ключевым фактором реинтеграции в общество».
По словам Чикова, такой задачи российские власти перед собой не ставят: «В решении Большой палаты ЕСПЧ по делу Хорошенко приводится цитата позиции российских властей, которая была озвучена в ходе этого открытого заседания Европейского суда.
Представители РФ сформулировали свою позицию таким образом, что реинтеграция «пожизненников» в общество вообще не указана в качестве одной из целей».
Член СПЧ также добавил, что для пожизненно заключенных в России нужны серьезные изменения в закон: «В ближайшее время будут новости, в том числе от нас».