Государственные органы и чиновники, которые отвечают за обеспечение жильем детей-сирот, зачастую не выполняют свои обязанности. Это показала серия проверок Генеральной прокуратуры, сотрудники которой пресекли десятки тысяч случаев нарушений в отношении детей, оставшихся без родителей.
«Прокурорскими проверками с 2014 по 2016 год выявлено свыше 83 тыс. нарушений жилищных прав детей-сирот.
В ходе их проведения вскрыты факты хищения выделенных из бюджетов средств и отсутствия контроля за их расходованием. При этом в настоящее время на учете для обеспечения жильем состоит более 230 тыс. детей-сирот»,
– говорится в сообщении Генпрокуратуры, поступившем в «Газету.Ru».
По данным надзорного ведомства, наиболее тревожная ситуация с соблюдением законов в сфере выделения жилья сиротам сложилась в сибирских регионах и на Кавказе. По сведениям Генпрокуратуры, в Кемеровской области ожидают получения жилья более 9,4 тыс. детей-сирот, в Иркутской области — 8,3 тыс., в Забайкальском крае — 5,1 тыс.
Случаи, когда дети оставались без жилья на протяжении более 10 лет, имеют место в Кабардино-Балкарской Республике, Забайкальском крае, Омской области.
«В Республике Ингушетия с 2012 года такое жилье не предоставлялось вовсе. Между тем на 01.07.2016 на учете нуждающихся в жилых помещениях состоит более 1 тыс. человек», – сообщили в надзорном ведомстве.
Пресс-служба Генеральной прокуратуры отмечает, что зачастую деньги, которые государство выделяет на строительство домов и квартир для выпускников детдомов, попросту разворовываются.
«Сейчас в Свердловской области
расследуется уголовное дело по факту хищения более 4,4 млн руб., выделенных из областного бюджета на строительство квартир для детей-сирот»,
– рассказали в ведомстве. А в ряде районов Красноярского края детям выделили помещения, непригодные для проживания. Речь идет о Боготольском, Большеулуйском, Козульском, Емельяновском районах. Через суд прокуроры добились того, чтобы детям все-таки выделили надлежащие жилые помещения.
Сейчас в отношении чиновников этих районов Красноярского края расследуется ряд уголовных дел.
Сотрудники прокуратуры утверждают, что зачастую государственные заказчики не следят за исполнением государственных контрактов, в том числе в части своевременного ввода жилья в эксплуатацию, взыскания штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств. Это также приводит к тому, что сироты остаются без жилья.
Например, в Калужской области местное министерство строительства и ЖКХ не проследило за тем, чтобы 79 квартир были вовремя переданы в специальный фонд для сирот. Ситуацию удалось исправить только после вмешательства надзорного ведомства. В прокуратуре также сообщили, что нередки случаи нецелевого использования бюджетных денег, которые были выделены на ремонт жилья для сирот, а также незаконного отчуждения у таких детей их жилых помещений.
Кроме того,
органы исполнительной власти иногда и вовсе не учитывают детей, оставшихся без родителей, как сирот, поэтому и деньги для них вовремя не выделяются.
«В Москве количество несвоевременно выявленных и включенных в список детей-сирот в 2015–2016 годах составляет 221 человека, в Воронежской области — 110, в Краснодарском крае — 97. В Удмуртской Республике в текущем году прокурорами выявлено 35 случаев незаконного отказа регионального министерства образования и науки во включении детей-сирот в данный список», — подчеркнули в Генпрокуратуре.
Впрочем, в надзорном ведомстве отмечают, что хищения денег на жилье или его несвоевременное выделение — далеко не единственные нарушения прав детей-сирот, которые допускают чиновники.
«Подбор педагогических и других работников в детские приюты осуществляется с грубейшими нарушениями трудового законодательства. Прокурорами установлены факты, когда к работе допускались работники, имеющие судимость, в том числе за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, в ряде регионов имели место факты применения антипедагогических методов воспитания к детям, совершения в отношении них преступлений», — сообщили в прокуратуре.
Всего за восемь месяцев текущего года прокурорами выявлено более 534 тыс. нарушений законов в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних,
внесено 90 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены 91,6 тыс. лиц, по инициативе прокуроров к административной ответственности привлечены 22,5 тыс. виновных лиц, на незаконные правовые акты принесено 41,8 тыс. протестов, в интересах детей в суды направлено 61,2 тыс. исков и заявлений, по материалам прокурорских проверок органами расследования возбуждено 2,8 тыс. уголовных дел.
Руководитель региональной общественной организации Борис Альтшулер считает, что проблема соблюдения прав детей-сирот вечная, и связана она с нежеланием органов местного управления исполнять законы.
«Приведу простой пример: недавно в Пензенской области правозащитники добивались, чтобы трое сирот получили положенные им квартиры. Администрация населенного пункта, где они жили, не предоставляла им жилье. Правозащитники подали в суд и выиграли его», — рассказывает Альтшулер.
По его словам, своим решением судья назначил штраф за то, что чиновники не выделили квартиры сразу. Но и после этого те, уплатив штраф, не предоставили квартиры.
«Тогда им назначили еще один штраф — в 10 раз больше. Те снова его выплатили, а квартиры не дали. Упертые правозащитники снова подали в суд, снова его выиграли,
и разозлившийся судья пригрозил отправить на 10 суток административного ареста главу муниципалитета, который был виновен в этой ситуации. Так на следующий же день все три квартиры детям дали», – подчеркнул правозащитник.
По его словам, необходимо, чтобы каждый чиновник знал, что за непредоставление жилья его могут как минимум лишить должности или упрятать хоть на день — но за решетку. «Тогда все будет работать, поверьте мне. Ни один губернатор сидеть не хочет. Нисколько дней», — заключил Альтшулер.