Названы регионы России, лидирующие по так называемому «индексу устойчивости семьи»: соотношению числа браков к разводам. В частности, по данным с начала 2016 года, самые крепкие браки заключаются в Северо-Кавказском федеральном округе, там этот показатель максимален — 2,3. Количество браков, заключенных в Москве, более чем вдвое превышает число разводов. Индекс устойчивости семьи для столицы России оказался на уровне 2,1. Примечательно, что в Санкт-Петербурге, по большинству параметров сопоставимом с Москвой, разводятся чаще: для Северной столицы индекс составил 1,8. Наименее же устойчивые семьи, как выяснилось, проживают в Дальневосточном и Южном федеральных округах. Соотношение свадеб к разводам там оказалось 1,36 и 1,4 соответственно.
В самом Аналитическом центре полагают, что устойчивость института семьи в Москве, помимо прочих, имеет и чисто экономические причины. «Создание семьи и рождение детей требует немалых материальных затрат, на которые люди идут, когда уверены, что способны обеспечить себе и партнеру достойный уровень жизни», — отметили в ГБУ. С тем, что экономический фактор имеет большое значение, согласен и заведующий центром анализа социальных программ и рисков Института социальной политики НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. Однако высокий процент свадеб в столице он склонен связывать с изменившимся национально-религиозным составом: «В Москве стало больше мусульман, а в этой среде разводы не поощряются».
С другой стороны, психолог-консультант Арина Липкина считает, что чем лучше экономическое положение в регионе, тем выше там процент разводов. «Не зря говорят, что
ипотека — главный секрет долгой семейной жизни.
Во многих случаях брак — это не столько про любовь, сколько про выживание. Если хорошо работают программы по социальной поддержке, если в регионе высокая продолжительность жизни, то паре куда проще развестись, воспитывать детей отдельно и рассчитывать на повторное вступление в брак, — рассказала «Газете.Ru» эксперт. — И напротив, если в регионе высокая смертность, то браки становятся ранними, ведь надо уже успеть родить детей, и побольше, а когда их много, уже непросто растить их в одиночку. Не говоря уже о том, что если женщина в более старшем возрасте решит развестись, то следующего мужа ей просто не из кого выбрать. Поэтому там браки могут сохраняться чаще, любыми способами, но это не значит, что человек в таком браке счастлив».
По словам Липкиной, на Кавказе высокий индекс устойчивости семьи также можно объяснить двумя факторами. Во-первых, в регионе хуже, чем где-либо еще в стране, относятся к так называемым гражданским бракам, то есть сожительству. Соответственно, если пара собирается жить вместе, то только после свадьбы. А во-вторых,
для Кавказа характерно раннее вступление в брак: «В среднем девушки выскакивают замуж до 21 года, а в Москве это откладывается до 25–27 лет.
Браки заключаются в том числе по воле родителей, а перечить им для менталитета этого региона невозможно. Так что развод на Кавказе действительно редкость, если сравнивать с остальными регионами».
Каким бы ни было экономическое положение в регионе, кризис бьет одинаково по всем бракам, считает сваха Елена Снаренкова. «Сейчас очень многие мужчины теряют работу, не могут адаптироваться к новым условиям так же быстро и гибко, как женщины, от этого накапливаются взаимные претензии и обиды, а мужчина как добытчик обесценивается в глазах женщины. На пользу браку это, конечно же, не идет», — рассказала она «Газете.Ru».
Довольно прочные семьи в Москве, по мнению Снаренковой, могут объясняться двумя причинами: «В Москве пары, как правило, лучше зарабатывают, чем в других регионах, и могут позволить себе съемное жилье, да и сам рынок арендного жилья в столице более развит. Это помогает убрать конфликты на почве «кто на кухне хозяйка», жена или свекровь». Второй фактор — более лояльный менталитет москвичей, частично сформированный многолюдностью и многонациональностью столицы.
То, что Северная столица становится известна разводами не только мостов, по словам Снаренковой, также объясняется менталитетом жителей.
«В Санкт-Петербурге много людей, которые заносчивы в очень хорошем смысле этого слова, они предъявляют больше претензий к партнерам, это очень тонкие и ранимые люди по душевной организации. Мне кажется, это также может влиять на соотношение браков и разводов», — отметила она.
Что касается лидирующих по разводам регионов, то в случае с Дальним Востоком это можно объяснить экономикой, полагает Снаренкова: «Люди работают в основном в очень небольших городках, правильного досуга там нет, переключить внимание с семейных проблем некуда, вся личная жизнь на виду, плюс многие работают вахтовым методом, оставляют жен. Это все не лучшим образом сказывается на крепости семьи».
Сильный разброс в данных между соседними регионами — Северо-Кавказским и Южным федеральными округами — Снаренкова объясняет разницей в менталитете кавказских и кубанских женщин. «Тут прослеживается влияние казачества, конечно, и национальные моменты. Люди в Южном федеральном округе очень вспыльчивые, кровь горячая у всех, и мужчины там постоянно пытаются отстаивать позиции лидера в семье. Но на Кавказе женщина даже не подумает возражать против такого расклада, а на Кубани, например, женщины всегда были вольные, и из-за постоянных бурных споров с мужчиной браки могут чаще заканчиваться разводами», — добавила она.