Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Чума — это не страшно»

Главный инфекционист ФМБА Владимир Никифоров о заболевании ребенка чумой на Алтае

Десятилетний ребенок заболел бубонной чумой в Республике Алтай. Его тут же доставили в местную инфекционную больницу, а его родственников поместили на карантинный режим. Главный инфекционист Федерального медико-биологического агентства России Владимир Никифоров уверен, что крупная эпидемия этой болезни региону, а тем более стране в целом не грозит.

Тревожное известие поступило в среду из Республики Алтай. У десятилетнего мальчика местные врачи выявили крайне опасную болезнь — бубонную чуму. Сообщается, что ребенка доставили в инфекционное отделение районной больницы с температурой около 40 градусов. Медики заявляют, что его состояние оценивается как средней степени тяжести. При этом родители и родной брат мальчика находятся под постоянным наблюдением врачей, но пока признаков инфекции у них не обнаружено.

Медицинские работники полагают, что мальчик мог заразиться чумой на стоянке в горах, так как не был привит. Ранее в регионе заболевание было зафиксировано у сурков. О том, насколько велик риск заразиться чумой в наши дни, насколько эта болезнь опасна и как лечится, «Газета.Ru» решила поговорить с главным инфекционистом Федерального медико-биологического агентства России Владимиром Никифоровым.

— Что или кто вызывает чуму и как она передается?

— Эту болезнь вызывает бактерия, которая называется Yersinia pestis (чумная палочка). Чума обычно распространяется от грызунов к грызунам посредством блох. Но в некоторых случаях может и воздушно-капельным путем, если поразит легкие животного. Но обычно процесс выглядит так: от больного грызуна насосавшаяся крови блоха прыгает на здорового, кусает его и заражает. Человек же заболевает следующим образом. Либо голодная блоха не находит подходящего сурка и кусает вас, или вы будете охотиться на сурка, подстрелите больного (а здоровый вас к себе не подпустит), и при разделке на вас прыгнут его блохи. Или же ваша кровь соприкоснется с его кровью через микротравму.

— Но ведь считается, что чума окончательно побеждена…

— Это глупость, у нас вообще в обществе есть много глупых поверий.

Чума никуда на делась, она есть, причем ею заболевают постоянно.

Тысячи случаев в мире происходят ежегодно, а учитывая, что где-то в папуасии под баобабами их не регистрируют, то подобных инцидентов гораздо больше, чем мы думаем. Чума была, есть и будет, ничего с ней не сделать. Инциденты, связанные с ней, отмечаются регулярно в Китае и на Мадагаскаре. Постоянно существует возможность ее завоза к нам, это невозможно предотвратить.

В России есть природные очаги этой болезни, которые нельзя никак уничтожить. Ничего страшного в этом нет, мы об этом прекрасно знаем. Охота на сурков на Алтае, кстати, по этой причине запрещена. Но у нас известно, что если запрещено, то надо обязательно это нарушать.

— Насколько велик риск широкой эпидемии чумы, как это было в Средние века?

— Никакого. Чума очень демонизирована в нашем общественном сознании. У нас даже ругаются так: «очуметь», «чума на твою голову» и прочее. Реально такая болезнь есть, она неприятная, тяжелая. Но

мы научились ее лечить, и мальчишка этот должен, если все надлежащие меры будут приняты, выздороветь, а никто больше не должен заболеть. Бубонная чума вообще не заразная.

Если у мальчика нет осложнений в виде легочной чумы, то никто ничем не рискует. Другое дело, что это я рассуждаю, сидя в Москве и не зная точно, что там на Алтае. Если сугубо бубонная форма и ее адекватно лечат, то все должно быть хорошо.

— А как возникает легочная форма?

— Условно так: если больного не лечить, то мы получим вторичную, легочную форму. А те, кто вокруг, уже будут в виде первичной легочную форму получать. Это при очень плохом раскладе. Последний раз это было в 1911 году во время эпидемии чумы в Маньчжурии. С тех пор прошло немного времени, и мы научились чуть лучше ее лечить.

— Как сейчас лечат чуму?

— Специальными медикаментами, антибиотиками. Терапия этой болезни отлажена до тонкостей, на этот счет есть устойчивая мировая практика. У нас тут мало практического опыта, так как в России очень давно своей чумы не было. Но каждый год персонал каждого лечебного учреждения, даже обычной поликлиники в каком-нибудь Урюпинске, обязательно отрабатывает действия при эпидемии особо опасных инфекций, то есть чумы и холеры. Мы к этому постоянно готовы, потому что знаем, что сидим на динамитном ящике, у нас есть очаги этой болезни. Один раз этот очаг «выстрелил» — мальчишка нарвался.

— А где находятся природные очаги болезни?

— Это Забайкальский край, граница с Китаем и Монголией.

Вы ничего не сделаете с природным очагом. Ведь болеют сурки. Привить всех их не получится при всем желании.

Переколотить всех сурков, конечно, можно, но только после этого будет такая экологическая катастрофа, что вам мало не покажется. Раз есть природный очаг — всегда есть риск заболевания. Нас спасает то, что там, где природные очаги, у нас людей не водится, там плотность населения один человек на 100 квадратных метров. А вообще нас любят пугать журналисты и всякие эксперты: то мы массово от Эболы погибнуть можем, то от вируса Зика. Все время гибнем и никак не погибнем уже.

Есть, кстати, болезни намного страшнее, например геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. Это крайне агрессивный штамм, лечение болезни не очень отработано. Если бы мне как профессионалу, профессору-инфекционисту на выбор предложили эти две болезни, я бы выбрал чуму. Я знаю, что меня нормально вылечат антибиотиками. А вот в случае этой лихорадки — не уверен. Просто у нас знают про чуму, а про другие инфекции — нет. И хорошо, что не знают. Во многих знаниях — многие печали.

— Французский писатель Камю в 1947 году описал эпидемию чумы в Алжире, во время которой выкосило половину населения Орана. Сейчас повторение подобных событий где-либо возможно?

— Это абсолютно нереально. Помните, как в 2014-м Обама кричал, что главная угроза миру — это Эбола? Так она не может в принципе выйти за границу Африканского Рога по целому ряду причин. Любая инфекция развивается по определенной логике, которая просчитывается довольно легко. Даже если вы распространите ту или иную болезнь в виде биологического оружия — и то этот фокус не выйдет. Его пытались применять японцы в 1945-м и американцы в 1953-м, и ничего дельного из этого для них вышло. Действие этого оружия массового поражения сильно преувеличено.

Новости и материалы
Снижение скорости интернета может указывать на подключение чужих к Wi-Fi
Медведев опубликовал видео атаки российской гиперзвуковой ракетой «Орешник»
В Москве и Подмосковье замедлился рост цен
В православном монастыре Германии рассказали о единении русских и украинских прихожан
ВС РФ уничтожили опорный пункт ВСУ, мешавший продвижению под Купянском
Суд отклонил жалобу комика Руслана Белого на отказ в снятии статуса иноагента
Американский инвестор хочет купить взорванный «Северный поток — 2»
В Европе ответили на вопрос о капитуляции Украины при Трампе
В Киевской области произошли взрывы
Житель ДНР рассказал, как самолет ВСУ ударил по жилому дому
Экономист назвал лучший способ для борьбы с ростом цен
В США рассказали об «угрожающем сигнале» России после заявления Путина
В США выявили неизвестное вещество в водопроводах
Марочко заявил о проблемах с обеспечением у ВСУ в нескольких районах
Москвичам рассказали о погоде в пятницу
Осужденная по делу «Зимней вишни» просит о досрочном освобождении
Над российскими регионами за ночь сбили более 20 украинских беспилотников
В США заявили о панике в Киеве по одной причине
Все новости