В ноябре 2016 года на открывшейся к тому моменту после благоустройства Тверской улице планируется высадить 126 лип прямо в грунт. Для этого уже оборудуются специальные «гнезда», защищенные от реагентов, дорожной пыли и других «побочек» одной из самых загруженных улиц столицы. Специалисты нашли точки на проезжей части (эти участки станут расширенным тротуаром), где высадить деревья можно, не повредив коммуникации. Также сразу в грунт предполагается высадить более 180 деревьев на Новом Арбате. На южной стороне этой улицы, как говорил «Газете.Ru» вице-мэр по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, появится зеленый променад.
В этом же году планируется завершить обустройство одной части Садового кольца — от Арбата до Долгоруковской улицы. По концепции «Сто садов — одна аллея» кольцо должно вернуть себе репутацию самого зеленого места города. Для этого планируется устроить скверы, палисадники, а между ними высадить аллею деревьев: более трех тысяч яблонь, груш, лип и рябин. Деревья предполагается высаживать не только на самих тротуарах, но и фактически на проезжей части — в качестве буфера между основной дорогой и дублерами.
Однако высадить деревья недостаточно, надо, чтобы они еще и прижились. А с этим, констатируют чиновники, в Москве не все гладко.
«Клумбы с цветами или деревья действительно у нас оказываются иногда бесхозными, их посадили, а кто должен ухаживать — непонятно.
Должности главного садовника Москвы у нас пока нет, хотя при районных ГБУ «Жилищник» сейчас появились такие люди, умеющие работать с зелеными насаждениями. Эту проблему мы активно поднимаем на городском уровне, у нас действительно есть проблема неприживаемости зеленых насаждений», — рассказал «Газете.Ru» глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский.
По словам Кульбачевского, в Москве не приживается около 15% деревьев, кустарников и цветов. «Для крупного мегаполиса это в общем-то нормальный показатель. Главные причины — не всегда хорошее качество посадочного материала, хотя у нас есть трехлетняя гарантия поставщика. Дерево может не прижиться из-за ненадлежащего ухода, особенно в первый год после высадки, и тут надо активнее следить за тем, как это делают балансодержатели. И наконец, третья причина — вандализм и воровство зеленых насаждений, особенно кусты у нас подвержены хищениям. Жители заказывают себе по программе «Миллион деревьев», например, сирень, а потом считают, что это им посадочный материал на дачу подарили. Мы активно взаимодействуем с участковыми, используем систему видеонаблюдения, есть случаи, когда таких горожан ловили и привлекали к ответственности, это же кража», — сказал чиновник.
Однако эксперты считают, что обвинять в куцем озеленении города надо не клептоманящих москвичей. «У нас разучились сажать, но главное — разучились выращивать посадочный материал, — рассказала «Газете.Ru» председатель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова. —
В советские времена крупномерный посадочный материал использовали не так массово, как сейчас, со всеми этими проектами по благоустройству.
Чтобы вырастить крупномер, нужно много лет и много денег. Они должны выращиваться так называемым методом перешколивания: саженец каждый год на протяжении нескольких лет пересаживают в определенном объеме земли, это формирует компактную и достаточную для питания корневую систему. Теперь более-менее взрослое, крупное дерево надо вырастить как можно быстрее, его не пересаживают, поэтому корневая система сильно разрастается. Выкопать ее всю невозможно, так что высаженное уже на улице дерево с виду большое, но питания не получает и быстро погибает».
С небольшими по параметрам насаждениями — кустами, цветниками и газонами — проблемы примерно такие же. «Все время что я живу на 1905 года, перед соседним домом были чудесные зеленые лужайки и посаженные соседями цветники. Однако в этом году мэрия решила все сделать «культурно». Местные гастарбайтеры вскопали лужайки и сверху на комья земли побросали пласты привезенного из закромов Комплекса городского хозяйства газона. Прошло две недели, и вот, пожалуйста, — зеленый оазис превратился в унылое г. Иначе, извините, не скажешь», — пишет москвичка Елена Егорова в своем фейсбуке. В подтверждение она выложила фотографии с абсолютно сухими желтыми прямоугольниками газонов. Не пострадавшие кусты и деревья выделяются на этом фоне сочной зеленью.
Ненадлежащий уход за тем, что посадили, — огромная проблема Москвы, говорит Галина Морозова.
«То, что привезли землю, раскидали ее и посеяли травку, — это не газон.
Технология создания и ухода за обыкновенным газоном четко прописана. Нужно снять верхний 20-сантиметровый слой почвы вместе с травяным покровом. То, что обнажилось, надо спланировать и прикатать. Потом насыпать искусственный почвогрунт, его тоже нужно спланировать и прикатать, в общем, это целая процедура. Газоны у нас могут и должны расти только на открытых, хорошо освещенных местах, а их нередко пытаются сделать в тени. И наконец, их надо регулярно поливать, а у нас это не делается», — перечисляет эксперт.
Ситуация не изменится, пока не будет четко прописано, кто как должен ухаживать за насаждениями, и не появятся реальные случаи привлечения к ответственности за загубленные цветники и погибшие деревья, отмечают эксперты. Особенно если учитывать то, что в этом году город сделал ставку на многолетние, а не однолетние растения. Они лучше подходят к нашему климату, сэкономят городу минимум 30% расходов на озеленение, но при этом требуют намного более тщательного профессионального ухода.