Мэрии и Мосгордуме предложили разрешить владельцам мест общественного питания пускать людей, не являющихся клиентами, в туалеты на платной основе. Оплачивать посещение уборной по заранее оговоренному единому тарифу предполагается в том числе картой «Тройка» и другими картами основных платежных систем. Соответствующие изменения Общественный консультативный совет политических партий при Мосгордуме рекомендовал внести в программу «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение» до 2018 года.
Сейчас в Москве нет ни одного нормативного акта, по которому владельцы точек общепита должны пускать всех, кто не является посетителем кафе, в туалеты. Исключение делается только для маломобильных групп граждан. В Петербурге несколько лет существовала рекомендация для руководителей кафе «обеспечивать беспрепятственный доступ граждан в туалеты на безвозмездной основе», но и она потеряла силу в 2007 году.
«Пускать не посетителей в туалеты кафе — дело исключительно добровольное. Если рестораторы захотят заработать на этом, то
формально они и так имеют право сделать вход в туалет для не клиентов кафе платным: просто ввести новую «услугу мытья рук» или, например, «пользования унитазом».
А вот требовать за посещение туалета купить чай с пирожком будет уже нарушением прав потребителя, этот чай с пирожком будет уже навязываться», — рассказал «Газете.Ru» председатель Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
«Закона, обязывающего пускать «неклиентов» в туалеты, у нас нет, но мы ориентируемся на наших коллег из Европы и США. Поэтому вполне можно попросить разрешения воспользоваться уборной — и с большой долей вероятности вам не откажут, — пояснил «Газете.Ru» президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. — Но стоит учитывать, что в каких-то заведениях может быть дресс-код, и посетители туалетов в шортах будут не совсем уместны. Где-то в уборную надо проходить через весь зал, это тоже неудобно. Плюс, как ни крути, это затраты предпринимателей на воду, уборку, полотенца, мыло определенного класса. Не уверен, что рестораторы захотят на таком заработать и что единый тариф, скажем, 15 рублей, сможет их расходы покрыть».
Председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников считает, что такое решение способно не увеличить, а понизить доходы кафе. «В ресторан люди приходят поесть. Если там начнется очередь в туалет, люди будут ежеминутно ходить между столов, это не самым лучшим образом скажется на уровне заведения. Нам нужно активнее развивать сеть общественных туалетов, делать их более качественными», — пояснил он «Газете.Ru».
Помимо прочего,
члены совета рекомендовали предусмотреть возможность краткосрочной бесплатной парковки автомобилей у туалетов.
Какой именно продолжительности может быть эта краткосрочная парковка и как именно будут администрировать стоянку, не уточняется.
Среди предложений также оказалось продление времени работы бесплатных туалетов до 23 часов (сейчас в основном они работают до 21.00) и создание «туалетной» системы навигации. Специальные знаки должны показывать, где находится ближайшая кабинка и сколько до нее бежать. Также предлагается существенно увеличить количество общественных туалетов в районе МКАД, ТТК и в центре, в особенности на улицах Никольская, Варварка, Тверская, Ильинка, Большая Никитская и Петровка. Как минимум эту инициативу, как выяснила «Газета.Ru», в мэрии уже одобрили.
Заслуженный архитектор России Зоя Харитонова полагает, что туалеты в центральной части города должны быть исключительно встроенными. «Я не представляю, как посреди Тверской улицы, сделанной лучшими архитекторами, на фоне замечательных гранитных фасадов вдруг будет стоять «золотая» будка туалета. Когда мы делали проект пешеходного Арбата, предусмотрели три встроенных туалета: в начале, середине и конце улицы. Теперь там поставили отдельно стоящие кабины, и это смотрится совершенно чудовищно, какой бы дизайн ни выбрали», — рассказала она «Газете.Ru».
Московские власти начали «туалетную реформу» в декабре 2012 года, решив установить модули нового поколения. Главным преимуществом таких туалетов должны были стать чистота и комфорт кабины. На установку кабинок был объявлен инвестиционный конкурс для коммерческих организаций. Места, где должны были появиться новые уборные, определяла Москомархитектура. Всего было выделено 1207 мест по всем округам столицы, включая спальные района. Однако до сих пор в Москве появился всего 171 платный туалет и подавляющее большинство их находится в пределах ЦАО.
«Около 40% стационарных общественных туалетов размещено в удалении от мест массового скопления людей. Часть стационарных туалетов нуждается в капитальном ремонте, так как
большая часть этой инфраструктуры была построена в первой половине ХХ века.
Поэтому «золотые» туалетные модули аккумулированы в основном в центральной части города, в прогулочных зонах, также в непосредственной близости от крупных транспортных узлов, станций метро и железнодорожных вокзалов», — объясняют в департаменте ЖКХ.
В свою очередь генеральный директор ООО «Комхоз-Сервис» (компания наряду с ООО «Ст. Консалтинг» выиграла право на установку платных туалетов в Москве) Борис Ермаков отметил, что в основном места для установки модулей им выделили крайне неудачные. «Где конкретно стоят туалеты — решает город, он предоставляет право на установку, но в большинстве своем эти места к установке непригодны. К тому же зачастую мы решаем городские проблемы, как, например, использование модуля бомжами в качестве ночлежки, хотя это полностью прерогатива департамента социальной политики и у них есть на это средства и полномочия», — пояснил он «Газете.Ru».
По договору аренду всех выделенных под туалеты участков должен оплачивать инвестор, вне зависимости от того, удастся ли установить на этом месте модуль. По словам эксперта портала «Туалет.ру» Владимира Приорова, город не берет на себя ответственность ни за согласование по электроэнергии и подключению, ни по канализации, ни по точному месту установки. Определяют лишь приблизительную геолокацию — например, место на площади Павелецкого вокзала, но без обозначения конкретной точки, добавил он.
«Дальше начинается проблема:
модуль ставят в определенной точке, а жители соседних домов, как это было, например, на Арбате, выступают против, ссылаясь на то, что это историческое место,
и требуют убрать туалет», — пояснил он. В результате уже подключенные модули приходится либо убирать, либо переносить в менее «проходные» места. В этом случае туалет посещают не более 30 человек в месяц, и он становится убыточным, как, например, модуль на Китай-городе за памятником героям Плевны, который горожане просто не видят, сказал эксперт.
В спальных районах ситуация с платными туалетами обстоит еще сложнее. По словам Бориса Ермакова, момент, когда они появятся, зависит от городских властей. В спальных районах модули могут стоять только на условиях городской поддержки, так как окупить себя самостоятельно просто не смогут. Но со стороны властей пока нет готовых к установке мест. К тому же уборка кабины стоит достаточно дорого. Туалет необходимо убирать пять-шесть раз в день, разовый приезд клининговой компании стоит 300 рублей, то есть арендатор вынужден отдавать ежедневно 1800 рублей только за уборку. Таким образом, чтобы только окупить уборку, туалет в день должно посещать не менее 36 человек — и еще примерно столько же, чтобы инвестор получал прибыль.
Еще одно препятствие к туалетам в спальных районах — отсутствие охраны модулей. Даже в центральных районах города, где на улицах установлены сотни камер и постоянно дежурят полицейские, случаются серьезные правонарушения. «Люди ломают замки и пропускают других граждан, зарабатывая на этом деньги. Ни на одно из наших обращений сотрудники полиции не отреагировали», — говорит Ермаков.
Вандализмом дело не ограничивается, доходит и до воровства. «На проспекте Мира один модуль был похищен, мы написали письмо руководителю ГУВД, пожаловались в прокуратуру. Никакой реакции со стороны полицейских не поступило», — рассказал Ермаков. Эту проблему признают и в столичной мэрии. В последние годы из бесплатных туалетов стали чаще воровать расходные средства и другое имущество и отвинчивать сантехнику.
Также горожане часто жалуются на плохую уборку и технические недоработки. «Я подошел к туалету на Новом Арбате, никаких указателей про «Свободно» или «Занято» не горело.
Подношу карту к считывателю у двери, дверь открывается, а там на унитазе сидит голый мужчина. Он в шоке, я в шоке, никто не ожидал такого»,
— рассказал москвич Александр Кузнецов.
Многие недовольны высокой ценой «золотого» туалета. Разовое посещение стоит 50 рублей, при покупке пополняемой карты для оплаты — 30 рублей. Скидок и льгот не предусмотрено, по словам владельцев, этот вопрос прорабатывается, но для этого также нужна поддержка города. У некоторых затруднения вызывает и система оплаты. «Для начала нужно воспользоваться терминалом и приобрести карту. Интерфейс непрост, поэтому все небыстро. По прошествии минимум двух-трех минут можно идти в туалет по красивой карточке. Дверь отпирается, а там… поперек лежит бомж, поднимает голову: «А! Да ты это! Не боись, иди», — рассказывает блогер Александр Усольцев.
О том, что лица без определенного места жительства в последние годы стали намного чаще использовать туалеты не по назначению, говорят как коммерческие компании, так и московские чиновники. «Мы пытались решить вопрос с помощью правоохранительных органов, но полиция заявила, что, если бы модуль был муниципальной собственностью, они бы за это отвечали, но так как это частная собственность, то, в принципе, их этот вопрос не очень волнует. Мол,
бомжи не занимаются вандализмом, алкоголь не распивают, а то, что они сидят в туалете больше положенного времени, — уже вопрос финансовый,
который напрямую связан с владельцем модулей», — рассказал Владимир Приоров.
Для борьбы с захватчиками кабинок и туалетными ворами «Доринвест», в чьем ведении находятся бесплатные туалеты, установил на подотчетных модулях специальные «тревожные кнопки». Оккупация кабинок бомжами — главная проблема и у коммерческих туалетов, в особенности тех, что покрашены золотой краской. Частные компании борются с незваными гостями систематическими рейдами. Кроме того, в платных туалетах планируется внедрить систему диспетчеризации и контроля с датчиками, которые будут собирать информацию о работе модулей.