— Алексей, следователи назвали финансовый мотив основной причиной массовой драки на Хованском кладбище. Что там вообще происходило с точки зрения частных компаний все это время?
— Финансовый мотив драки исключать нельзя. Сейчас вокруг Хованского кладбища на прилегающих территориях работает более 50 компаний, которые оказывают различные услуги, в основном это изготовление и установка памятников, обустройство могил, оград и другие подобные вещи.
— Все эти фирмы работают легально?
— Вся проблема в том, что сейчас никто эту сферу не контролирует. Федеральный закон не менялся последние 20 лет. В законодательстве очень много пробелов, которые необходимо устранять. Мы совместно с Минстроем и правительством Московской области подготовили серьезный законопроект, который в ближайшее время, учитывая все последние события, будет направлен в Госдуму. В этом законе рассматриваются все аспекты.
Предусматривается, например, создание реестра всех умерших, а также всех ритуальных организаций и объектов, урегулирование отношений с так называемыми вероисповедальными кладбищами.
Также закон вводит ответственность за продажу информации об умершем различным коммерческим структурам. За это предусмотрен штраф от 30 до 300 тыс. рублей.
— Этот закон будет продолжением реформы, начатой два года назад? И есть какие-то результаты этой реформы?
— За два года после начала реформирования ГБУ «Ритуал» сильно потеснило теневой рынок. За последние два года мы из теневого оборота в бюджет города Москвы дополнительно привлекли более трех миллиардов рублей. При этом, естественно, теневой сегмент сужается, и этим компаниям надо как-то выживать.
Поэтому эти все товарищи — мигранты и «черные» агенты — бегают по кладбищам и пытаются навязывать свои услуги. Мы постоянно получаем на них жалобы от населения,
и понятно, что с ними надо уже что-то делать на более серьезном уровне.
— Между тем полиция заявляет, что в первую очередь будет проверять финансово-хозяйственную деятельность ГБУ «Ритуал»…
— Мы окажем максимальное содействие правоохранительным органам. Видимо, они хотят узнать, какой объем услуг оказывается на этом рынке. Мы плотно взаимодействуем с полицией, в том числе и по выдворению мигрантов с территорий кладбищ. И в прошлом году, и в этом году мы проводили массовые акции с полицией.
К примеру, с Хованского кладбища уже неоднократно выдворялись до ста незаконных мигрантов.
— В то же время СМИ утверждают, что экс-директор Хованского кладбища Юрий Чабуев тоже оказался замешан и едва ли не сам организовал нападение на мигрантов.
— По тем статьям, которые возбудил Следственный комитет, он оказался в числе 14 арестованных фигурантов. Что касается СМИ, то за эти дни поступало очень много разной и противоречивой информации. Были сообщения, что и полицейского, и охранника убили. Но большинство всех этих информационных поводов не соответствовали действительности. Поэтому мы пользуемся только официальными данными. И сейчас мы обладаем только следующей информацией: Чабуев был задержан и проверяется на причастность к этому инциденту. Понятно, что ни оборот оружия, ни убийство к нему не относятся. Но там есть еще статья «Хулиганство», которую ему могут вменить.
— Чабуев давно работает в ГБУ «Ритуал»? Были ли претензии к его работе?
— Он работает почти три года, и за это время к его работе претензий не возникало. Кроме того,
Чабуев сам планомерно и регулярно проводил работу по выдворению нелегалов с Хованского кладбища.
— А какая ситуация сейчас на других кладбищах?
— На всех кладбищах, которые находятся в ведении ГБУ «Ритуал», ситуация стабильная. Есть пять крупнейших кладбищ, за которыми надо более пристально следить, причем все они находятся за МКАД на территории Московской области. И на этих кладбищах действительно существует проблема навязывания услуг сторонними организациями. Сейчас мы усилили на этих кладбищах в полтора раза охрану. В течение недели мы должны выработать комплекс совместных мер с ФСБ и МВД по более жесткому контролю за прилегающими территориями и территориями самих кладбищ.
Надо отметить, что субботний инцидент происходил не на самом кладбище, а на прилегающей территории. Охрана препятствовала проникновению конфликтующих внутрь, один охранник даже получил ранение. Сейчас он прооперирован, его жизни ничего не угрожает.
— Вы сказали, что будут выработаны меры совместно с ФСБ. Означает ли это, что вы эти частные компании просто будете выселять — «вынуждать» перебраться в другое место?
— Как мы можем их выселить? Это частные компании, у них в собственности земля. Раньше Хованское кладбище тоже находилось на территории Московской области. У владельцев этих фирм было право приобрести землю в собственность, и они ее приобрели. Причем это относится к территории и вокруг остановочных пунктов, и непосредственно перед самим кладбищем.
Все мемориальные камни, которые мелькали на видео в сюжетах новостей, никакого отношения к ГБУ «Ритуал» не имеют. ГБУ занимается только содержанием кладбища и охраной его территории. И здесь надо на федеральном, наверное, уровне закреплять, кто чем занимается и как это контролируется. В том числе надо чаще проводить рейды по этим компаниям, потому что, например, мигранты заявляли, мол, мы десять лет на кладбище работаем.
Никакие мигранты в ГБУ «Ритуал» не работают: ни легальные, ни нелегальные.
И никаких подрядов у ГБУ «Ритуал» с этими фирмами не было и нет. И как эти фирмы работают, как платят налоги, как рассчитываются с мигрантами — вопрос злободневный.