32-летний хирург Илья Зелендинов обвинялся по двум статьям УК РФ: 111 (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) и 116 (причинение побоев из хулиганских побуждений). По версии следствия, «скорая» доставила Евгения Вахтина 29 декабря 2015 года в белгородскую городскую больницу №2 с жалобами на боли в животе. Ему было назначено промывание желудка. Во время этой болезненной процедуры он непроизвольно ударил медсестру Алину Кучму. Девушка пожаловалась на это хирургу Илье Зелендинову. После чего тот прибежал в приемный покой и избил Вахтина. Также под горячую руку доктора попал и сопровождавший больного Александр Авилов.
Врач сломал ему нос, а Вахтина и вовсе забил до смерти.
Зелендинов, в свою очередь, уверял, что шел осматривать пациента и начал бить его только после того, как почувствовал, что от больного исходит опасность. Также защита врача утверждала, что Евгений Вахтин страдал рядом заболеваний, возникших из-за пристрастия к алкоголю. По мнению адвоката врача Сергея Амфитеатрова, из-за этого пациент вел себя агрессивно с медсестрой, а доктор, вступившийся за девушку, просто не успел подумать. «Все произошло очень быстро», — утверждал защитник и просил переквалифицировать деяния врача на убийство по неосторожности и дать ему условный срок.
Родственники погибшего, наоборот, требовали самого жесткого наказания для врача. По словам гражданской жены Вахтина Ирины Сергеевой, Зелендинов лишил ее кормильца и любимого человека. А все утверждения защиты подсудимого о том, что Вахтин был алкоголиком, не имеют под собой почвы.
«Он был хорошим семьянином. Воспитывал мою дочь с пяти лет. И делал он это достойно», — рассказывала она журналистам.
Помимо тюремного наказания Ирина потребовала и возмещения морального ущерба. Она подала иск в размере 7,5 млн руб. вначале к хирургу, а затем ко 2-й горбольнице, где произошла трагедия.
Зелендинов прошел комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, по результатам которой каких-либо психических заболеваний и расстройств не было выявлено. И в феврале дело было направлено в суд.
Судебные разбирательства длились чуть более месяца. В итоге суд пришел к выводу, что
Зелендинов избивал Евгения Вахтина «преднамеренно и полностью осознавая последствия своих действий».
Кроме того, имея высшее медицинское образование и опыт работы врачом, Зелендинов достоверно знал о возможных последствиях при нанесении ударов в столь жизненно важный орган.
Сам хирург в последнем слове ограничился одним предложением: попросил осудить его в соответствии с законом.
В результате суд признал хирурга виновным в нанесении смертельных тяжких телесных повреждений (ч. 4 ст. 111 УК РФ) и нанесении побоев из хулиганских побуждений (ст. 116 УК РФ) и приговорил к девяти годам и двум месяцам колонии строгого режима.
Напомним, что уголовное дело в отношении врача было возбуждено только после того, как видеозапись драки попала в интернет. На кадрах видно, как в кабинет, где пациент проходил первичный осмотр, врывается разъяренный врач с молодой девушкой и начинает интересоваться, кто обидел медсестру. После секундного диалога врач схватил больного за руку и попытался затащить в соседний кабинет. Появившийся в этот момент в кабинете друг пациента попытался остановить медика. Однако
врач набросился с кулаками на «защитника», а затем отправил пациента в нокаут, из которого тот так и не вышел.
Через некоторое время после драки одна из присутствовавших в комнате женщин, также из числа медперсонала, обратила внимание коллег на тот факт, что упавший мужчина «какой-то весь синий стал» и не подает признаков жизни. Врачи, в числе которых был и доктор, избивший пациента, попытались оказать пострадавшему первую помощь и провести реанимационные действия.
Эта история вызвала широкий общественный резонанс. Руководство Минздрава поручило провести проверку в связи с информацией об инциденте в Белгороде, где врач нанес пациенту телесные повреждения. Собственную проверку провела и прокуратура, которая выявила многочисленные нарушения законодательства в горбольнице №2. По результатам проверки возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении руководства клиники.
Между тем в пресс-службе Следственного комитета, комментируя приговор, напомнили, что по уголовному делу были допрошены более 20 человек, включая родственников и бывших коллег врача. Были выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
«По результатам рассмотрения соответствующего представления к дисциплинарной ответственности привлечено пять должностных лиц», — заявили в пресс-службе ведомства.
Между тем защита заявила, что будет обжаловать приговор. «Мы считаем приговор несправедливым и необоснованным. Конечно, он виноват, но степень его вины сильно преувеличена», — заявила адвокат осужденного Юлия Логвинова.