Наводчик ГРУ и военный советник
О том, что список погибших в Сирии российских солдат увеличивается до пяти, стало понятно из слов Владимира Путина в ходе вручения госнаград в Кремле.
«Здесь, в этом зале, Елена Юрьевна Пешкова, Валентина Михайловна Черемисина, Ирина Владимировна Позынич и Юлия Игоревна Журавлева, вдовы наших товарищей, погибших в борьбе с террористами. <…> Наши товарищи до конца остались верны присяге и воинскому долгу. Мы будем помнить об их смелости и благородстве, о том, что они были настоящими мужчинами и отважными бойцами», — сказал Путин.
О Елене Пешковой и Ирине Позынич было известно и ранее — это супруги командира сбитого 24 ноября прошлого года турецкими ВВС Су-24 Олега Пешкова и погибшего в ходе крушения военно-транспортного вертолета Ми-8 морпеха Александра Позынича (экипаж вертолета прибыл на выручку летчикам сбитого Су-24).
Однако фамилии Черемисин и Журавлев ранее официально не назывались.
Неофициально же блогеры еще в конце минувшего года проверяли информацию о гибели Федора Журавлева, предположительно служившего в Центре специального назначения ГРУ «Сенеж». Часть базируется в закрытом военном городке «Сенеж», который находится на территории Солнечногорска Московской области и является элитным подразделением, которое задействуют для проведения спецопераций, в том числе за рубежом.
Федор Журавлев был наводчиком, чья задача заключалась в координации авиаударов российских ВВС. Старший штурман-испытатель Виктор Романов после выступления Путина рассказал о подвиге Журавлева, погибшего при исполнении воинского долга. «Отдельно хотелось бы сказать об офицере Журавлеве Федоре, который отдал свою жизнь при наведении наших ракет дальней стратегической авиации. Он погиб, выполняя свой долг. И наша задача — чтить его память, чтобы он был вписан в лучшую историю России», — заявил Виктор Романов, награжденный в четверг звездой Героя России.
Журавлев погиб в ноябре 2015 года. Затем он был похоронен в селе Пальцо Брянской области, где живут его родители.
Супруга бойца Юлия Журавлева живет в Солнечногорске. На момент гибели Журавлеву было 27 лет.
Об Иване Черемисине (его гибель подтвердил в четверг пресс-секретарь президента Дмитрий Песков) известно еще меньше. По информации Кремля, это был военный советник, консультировавший в Сирии офицеров правительственной армии Асада. Ранее, подчеркнули в Кремле, эта информация держалась в секрете из соображений безопасности. Черемисин погиб 1 февраля при минометном обстреле со стороны террористов «Исламского государства (организация запрещена в России)» (запрещенная в России организация).
Погибшие в воздухе
Что касается летчика Олега Пешкова и морпеха Александра Позынича, то их имена известны всему миру. Утром 24 ноября турецкие военные самолеты сбили российский бомбардировщик Су-24, который выполнял боевую задачу в Сирии. По версии турецкой стороны, он залетел в воздушное пространство страны, после чего на его перехват вылетели два истребителя F-16 ВВС этой страны.
Анкара утверждает, что после серии предупреждений турецкий летчик открыл огонь на поражение и сбил российскую «Сушку».
По версии России, Су-24 не залетал в воздушное пространство Турции и местные военные сбили его в нарушение всех норм.
В Су-24 находились два пилота: командир экипажа подполковник Олег Пешков и штурман Константин Мурахтин. Они оба катапультировались, однако спастись удалось лишь Мурахтину. Олега Пешкова из автоматов расстреляли в воздухе местные боевики. Мурахтин же, приземлившись, около суток скрывался от разыскивавших его противников, после чего его встретили сирийские военные и доставили на российскую авиабазу.
Пытаясь спасти пилотов Су-24, погиб еще один российский боец — морской пехотинец Александр Позынич.
Он принимал участие в поисково-спасательной операции и был убит при обстреле боевиками российского военно-транспортного вертолета Ми-8.
Уже 25 ноября 2015 года подполковнику Олегу Пешкову было посмертно присвоено звание Героя России, а морпех Александр Позынич, также посмертно, был награжден орденом Мужества. Такой же орден Мужества получил и выживший штурман Су-24 Константин Мурахтин.
Небоевые потери
Одной из наиболее загадочных потерь в Сирии стала смерть 19-летнего контрактника Вадима Костенко — первая в истории сирийской кампании. 24 октября 2015 года солдат был найден мертвым в районе старого склада ГСМ на авиабазе Хмеймим. Согласно официальной версии Минобороны, Костенко покончил жизнь самоубийством.
Источник «Газеты.Ru» в Минобороны рассказал, что контрактник добровольно вызвался в командировку в Сирию, чтобы заработать на свадьбу и автомобиль. Однако
в день смерти Костенко якобы позвонил девушке на мобильный телефон, но она не захотела с ним разговаривать
— предположительно, она была в гостях, о чем ему и сообщила. «При этом, сославшись на шум и плохую слышимость, прервала разговор. После этого он звонил ей еще несколько раз, но трубку она не брала», — рассказывает «Газете.Ru» информированный собеседник в военном ведомстве.
Однако девушка Костенко заявляла, что ее молодой человек в Сирию ехать не хотел, а в версию самоубийства не поверила. «Мы свадьбу собирались гулять по его приходе, у нас все хорошо было», — рассказала девушка радиостанции «Говорит Москва».
На сегодняшний день официальной причиной смерти Костенко было названо самоубийство. На похоронах Костенко в родном селе в Краснодарском крае местный священник отказался его отпевать. Не вспомнил рядового на церемонии вручения госнаград в четверг в Кремле и Владимир Путин.