Актриса из советской телесаги «Тени исчезают в полдень» Александра Завьялова погибла в собственной квартире в Санкт-Петербурге, предположительно, от рук своего сына Петра. Как сообщает LifeNews, мужчина зарезал свою мать и признался в этом правоохранителям после задержания. Официально информация о признании пока не подтверждена, однако Следственный комитет уже заявил, что 40-летнему Петру Завьялову предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК России «Убийство». Завьялова скончалась 2 февраля — за два дня до своего 80-летия.
Соседи рассказали телевизионщикам, что
Александра и ее сын жили в бедности и часто конфликтовали — нередко в нетрезвом состоянии Петр бил мать.
Информация об убийце в открытых источниках достаточно скупа — из недавней документалки следует, что он работает (или работал) «в строительстве» и «нежно привязан к матери».
Кроме сына у Завьяловой была дочь Татьяна от брака с художником Дмитрием Бучкиным. Петра актриса родила от второго супруга — американского бизнесмена, бывшего адмирала ВМС США Отелло Черезолли, которого во времена СССР заподозрили в шпионаже и депортировали. С тех пор за Завьяловой был закреплен статус «неблагонадежной», однако актриса продолжала сниматься: как правило, ей доставались роли сильных и в то же время странных женщин, красота которых казалась колдовской. В 60-е актриса находилась на пике популярности:
фильм «Люди на мосту», снятый Александром Зархи, моментально сделал 23-летнюю актрису известной.
Завьялова постоянно появлялась на обложках «Советского экрана», а однажды ее фотография украсила обложку американского журнала Life. В 1969 году она начала сниматься в фильме, который стал одновременно и пиком ее карьеры, и ее финальным аккордом.
«Тени исчезают в полдень» — советский телесериал-сага по одноименному роману Анатолия Иванова, снятый киностудией «Мосфильм» режиссерами Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским. Этот фильм, рассказывающий о судьбах нескольких поколений обитателей советской деревни Зеленый Дол, стал одним из первых в истории сериалов в СССР. В нем 34-летняя Завьялова исполнила роль одной из главных героинь — Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой), причем в первой серии ей пришлось играть 17-летнюю девушку, а в последней серии по сценарию ей было уже 70 лет. Любопытно, что лента вышла автобиографичной для Завьяловой: отец актрисы, как и отец ее экранной героини, был выходцем из богатого купеческого рода и также был раскулачен после революции.
Фильм, вышедший на экраны в 1971 году, оказался последним в жизни Александры Завьяловой: после «Теней» актрису не снимали более 20 лет.
Отсутствие ролей и тоска по сцене вылились в глубокую депрессию, в результате чего женщина на несколько месяцев попала в психиатрическую больницу. «Что я там вытерпела, страшно вспоминать. Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили. Детей ко мне не пускали. Я кричала, умоляла, но они закрывали двери», — рассказывала актриса. Пока Завьялова находилась в медучреждении, дочь Татьяну забрал к себе ее отец Дмитрий Бучкин, а маленького сына определили в детский дом. Впоследствии Бучкин усыновил и Петра.
По мнению самой Завьяловой, помещение в медучреждение было «карательной психиатрией» и расплатой от спецслужб за ее брак с иностранцем. Другое мнение высказывал ее коллега Евгений Леонов-Гладышев, президент Гильдии киноактеров Санкт-Петербурга: «У Александры Семеновны, к сожалению, серьезное заболевание.
Когда начинается рецидив, она пропадает на шесть — восемь месяцев, иногда на год. Уверена, что за ней до сих пор следит КГБ».
По его словам, актриса даже не пришла на свой собственный творческий вечер, который ей хотели устроить в Доме кино. «Мне жаль до слез Александру Семеновну: талант ее, как северное сияние, полыхал ярко, но недолго», — добавил Леонов-Гладышев. О том же говорил и режиссер Владимир Краснопольский: «Саша Завьялова после роли Пистимеи немножко оказалась не в своем уме. Она настолько вошла в эту роль — духовной противницы советской власти...»
Спустя много лет после выхода «Теней», в 1994 году, Завьялова была удостоена звания заслуженной артистки России. Однако это не сильно отразилось на ее жизни: женщине приходилось выживать на крошечную пенсию. Она крайне редко выходила из квартиры и почти не давала интервью — даже на самых последних кадрах с ее участием Завьялова демонстративно отворачивалась от камеры.