В четверг в Совет при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) пришел ответ Генпрокуратуры о проверке фактов вероятного нарушения прав граждан Турции, в том числе студентов, на территории нашей страны. «Проверка была проведена на основании инициативы члена СПЧ Александра Брода», — пояснил «Газете.Ru» секретарь совета.
Заместитель Генпрокурора России Виктор Гринь сообщил, что некоторые студенты были отчислены из вуза после решения ФСБ.
Речь идет о трех студентах Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». В ФСБ решили, что их пребывание на территории России нежелательно. И это стало основанием для отчисления. «Каких-то дополнительных подробностей и объяснений в письме нет», — отметил секретарь СПЧ.
«Эта история произошла еще в декабре прошлого года, — сказала «Газете.Ru» пресс-секретарь МИФИ Мария Вингарт. — Мы ее не комментируем».
Скандал вспыхнул в обнинском филиале вуза в начале декабря, когда между Россией и Турцией накалились отношения из-за сбитого турками российского бомбардировщика. Помощник руководителя Ассоциации турецких студентов Окан Йылдыз рассказал тогда телеканалу «Дождь», что сотрудники ФСБ пришли с обыском в общежитие. Поводом могли послужить публикации турок в соцсетях.
«Насколько мы знаем, они опубликовали вещи, как будто они поддерживают терроризм.
Так в ФСБ говорят. Но это, конечно, неправда», — пояснил Йылдыз. По данным радиостанции Business FM, турки писали в соцсетях о сбитом 24 ноября российском бомбардировщике.
Тогда же начальник отдела международного образования и сотрудничества МИФИ Юлия Растопчина в своем фейсбуке пристыдила прессу, обвинив ее в публикации непроверенной информации. «На 11.12.2015 у меня есть сведения только о трех отчисленных турецких студентах в текущем учебном году. Из них двое отчислены в связи с неприбытием к месту занятий (в сентябре месяце, задолго до любых политических событий, связанных с Турцией). Один отчислен в декабре по собственному желанию. Могу сказать, что его желание стало неожиданным и для нашего отдела, и для деканата — никаких оснований отчислять этого студента у вуза не было», — написала Растопчина.
В самом МИФИ официально заявляют, что руководствовались решением миграционной службы.
«Поступило письмо, что органами УФМС России по городу Москве вынесено заключение о сокращении временного пребывания трех турецких граждан, которые являются студентами. У них аннулированы многократные студенческие визы и оформлены транзитные визы на выезд до 12 декабря», — заявил РИА «Новости» в декабре проректор вуза Олег Нагорнов. Он даже добавил, что если студенты восстановят визы, то они смогут продолжить обучение. Про решение ФСБ проректор не упомянул.
Впрочем, в вузе, судя по всему, нет предубеждения против турок. «Сейчас в МИФИ продолжают учиться другие турецкие студенты», — сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь института Мария Вингарт.
Проверка Генпрокуратуры коснулась и других вузов. Прокуроры выяснили, что всего с ноября по декабрь 2015 года из российских университетов были отчислены 13 студентов. Девять из них учились в Воронежском институте высоких технологий, но у них возникла проблема с оплатой, говорится в письме надзорного ведомства. Поэтому молодые люди были отчислены «в связи с нарушением условий договора об оказании платных образовательных услуг».
У студентов есть своя версия. «28 ноября всех студентов из Турции собрали в деканате, объявили о том, что администрация боится за нашу безопасность. Намекнули, что нам нужно уехать из России. Предложили написать заявление об отчислении по собственному желанию, — рассказал «Газете.Ru» Джафар, один из отчисленных студентов, попросивший изменить его настоящее имя. — Затем министр образования России заявил о защите турецких студентов в России. Тогда нас еще раз вызвали в деканат и сказали, что мы можем продолжить обучение. Но через несколько дней после этого, 4 декабря, мне все же сообщили об отчислении по причине академической задолженности».
Основанием для отчисления еще одного турецкого студента, учившегося в Самарском государственном экономическом вузе, стало его заявление об уходе по собственному желанию, добавили в Генпрокуратуре.
О проблемах с продолжением обучения говорили также турецкие студенты из Саратова, но, по всей видимости, там до отчисления дело не дошло.
По итогам проверки Генпрокуратура не нашла нарушений прав турецких студентов, говорится в письме надзорного ведомства в СПЧ.
Руководитель Российского студенческого союза Артем Хромов говорит, что не слышал раньше, чтобы студенты отчислялись на основании решения ФСБ об их неблагонадежности. «Но решение об отчислении принимает администрация университета, и она несет ответственность за свои действия. Если не было основания для отчисления, то студентов обязаны восстановить», — заявил он «Газете.Ru».
Хромов рассказал, что ранее к нему поступали сигналы из регионов от студентов. «Я связался напрямую с администрацией одного вуза, оказалось, что там были локальные конфликты: один из сотрудников администрации решил, что надо применить какие-то меры к студентам из Турции. Но руководство вуза посчитало это абсурдом и сразу разрешило ситуацию. Никто из студентов не отчислялся. Была еще одна история, где немало студентов отчислили из негосударственного университета. Но причиной стала неуспеваемость. Причем турки были в списках на отчисление вместе с гражданами нашей страны и других государств. Достаточно сложно было придраться, так как некоторые турецкие студенты с хорошей посещаемостью не были отчислены», — поясняет представитель Российского студенческого союза.
Последнее время не было новых историй про отчисления, говорит Хромов.%
«По-честному, уже давно никаких жалоб от турецких студентов не поступало, даже после сессии, когда, по идее, многих могут как раз отчислить», — добавляет он.
По подсчетам Ассоциации иностранных студентов, сейчас в 123 российских вузах обучаются 1030 граждан Турции. Между тем российские вузы продолжают принимать турок. В частности, в пресс-службе МГУ сообщили ТАСС, что «граждане Турции поступают в МГУ согласно общим правилам приема иностранных граждан в 2016 году». Министр образования и науки Дмитрий Ливанов также подчеркивал, что для турецких студентов не должно возникнуть в России никаких ограничений.