— Дело Аблязова вряд ли можно классифицировать как политическое. Даже если гипотетически допустить в нем политическую составляющую, возникает вопрос: почему уголовные дела в отношении Аблязова и его сообщников возбуждены целым рядом государств, а не только в Казахстане, где Аблязов жил и был членом правительства? –– прокомментировал «Газете.Ru» ситуацию старший партнер известной юрфирмы «Ильяшев и Партнеры», семь лет занимающейся делом БТА и представляющий интересы банка, адвокат Роман Марченко. - Почему компетентный английский суд, авторитет которого в мире безупречен, в самых категорических выражениях дал характеристику действиям Аблязова как мошенническими, присудив ему 22 месяца тюрьмы за попытку ввести суд в заблуждение и нарушение приказа суда? Думается, что попытка Аблязова объяснить свое преследование политическим конфликтом с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым является попыткой «закосить» под оппозиционера.
Собеседник подчеркнул, что пострадавшая сторона (в данном случае это БТА-банк), которую он представляет, полностью поддерживает экстрадицию обвиняемого в мошенничестве банкира в Россию.
— Основная задача юридической команды БТА-банка – возврат мошенниками украденных средств вкладчиков, - продолжает объяснять подоплеку дела адвокат Марченко. - Задача же государств — привлечение виновных к ответственности, в т.ч. к уголовной. Если компетентный суд Франции, рассмотрев все «за» и «против», в частности вопрос «беспристрастности и объективности российского правосудия», принял решение об его экстрадиции в Россию, банк, конечно, не ставит под сомнение выводы французского суда. Аблязов «наследил» в нескольких юрисдикциях и во всех из них, в т.ч. в РФ, следствием собраны несомненные доказательства виновности этого банкира».
Напомним, власти Казахстана обвиняют Аблязова в том, что, являясь собственником и топ-менеджером казахского и российского банков, он присвоил порядка $6 млрд, финансируя за счет средств вкладчиков собственные проекты. Россия обвиняет Аблязова в махинациях на сумму в $5 млрд. При этом, по данным СМИ, значительная часть средств была выведена через специально созданные для этого оффшорные структуры. «Под эти цели, согласно решению английского суда, мошенники создали более 1300 оффшорных структур!», - говорит Марченко. Среди оставшихся незавершенными проектов банкира – недостроенные комплексы на Поклонной и Павелецкой, под которые, по словам адвоката, были списаны десятки миллиардов рублей у вкладчиков подконтрольных ему банков.
— Основными аргументами в деле Аблязова являются банковские и другие документы, которые четко указывают, что компании-заемщики, получавшие кредиты от банков АМТ и БТА, принадлежат Аблязову и контролировались его людьми. В своей наглости и безнаказанности преступная группа дошла, например, до того, что даже договора займа с двух сторон в открытую подписывали одни и те же люди — сообщники Аблязова, например, Игорь Кононко (сейчас находится в розыске). Более того, сам Аблязов, «прижатый к стене» неопровержимыми доказательствами, признал эти факты в английском суде, - объясняет адвокат «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко.
При этом сторона защиты казахского банкира, передает радио «Аззатык» (кыргызская служба «Радио Свободы»), заявляет о фальсификации обвинений.
Прокуратура Алматы завершила предварительное следствие по делу о хищениях средств в БТА-банке еще в 2009 году, тогда же Следственный комитет при МВД России обвинил Аблязова в организации мошеннической схемы с целью хищения нескольких сотен млн долларов США. В 2012 году Высший суд Лондона приговорил банкира к 22 месяцам тюрьмы за подделку документов и неуважение к суду, после чего Аблязов сбежал во Францию. После нескольких лет разбирательств английские суды заняли сторону банка БТА $ 3,7 млрд и обязали Аблязова и его подельников вернуть эту сумму.
Летом 2013 года казахский банкир был задержан на Лазурном берегу Франции и с тех пор находится под арестом. В настоящее время рассматривается дело об его экстрадиции. Верховный суд Франции оставил в силе решение Апелляционного суда города Лиона о возможности передачи задержанного в Россию и Украину, а французское правительство в сентябре 2015 года приняло решение об экстрадиции Аблязова именно в Россию.
Казахстан не рассматривается как место для выдворения, потому что не имеет с Францией соглашения об экстрадиции.
На пресс-конференции в Париже осенью 2015 года дочь обвиняемого Мадина Аблязова сообщила журналистам, что сторона защиты предоставила суду «отчеты правозащитных организаций о состоянии правосудия в России». «Надеемся, все это рассмотрят и учтут», - заявила она. Адвокаты стороны Аблязова опасаются, что в случае экстрадиции его в Россию обвиняемого передадут казахским властям, где его ждет политическое преследование как оппонента президента Назарбаева.
Вместе с тем представители БТА-банка говорят об обратном: решение об экстрадиции стало знаковым. «Французское решение об экстрадиции Аблязова в Россию подтвердило, что суды Евросоюза признают обеспечение в России права на справедливый и беспристрастный суд», - заключил адвокат Марченко.