Хургада – самый репрезентативный город для подобного путешествия. Кто не знает, на Синайский полуостров Египта в Шарм-эль-Шейх больше всего прилетало англичан, и только следом на втором месте по количеству туристов шли русские. В Хургаде все наоборот — тут россияне всегда были впереди планеты всей. Местный народ уверяет, что до 70% туристов были русскими. Они прилетали и иногда оставались тут надолго. Русскоязычная община Хургады насчитывает, по разным оценкам, от 20 тыс. до 30 тыс. человек.
Это очень молодой по меркам Египта город, ему всего 30 лет. Он возник на месте старой рыбацкой деревушки как туристический центр. Сначала строили отели, потом рядом росли дома для персонала, потом спрос на недвижимость от туристов погнал в рост строительные компании, которые застраивали и продолжают застраивать город жилыми комплексами, муниципальными и частными, на любой вкус и карман, первую, вторую, третью береговые линии.
Как утверждают местные, сейчас хорошую квартиру возле моря можно купить за $9 тыс.
Здесь нет ни одного промышленного предприятия, а ближайший нефтеперерабатывающий завод находится в 160 км. Тут все выстроено под туриста и заработок с него, а его, кормильца, сейчас катастрофически не хватает.
В Хургаде есть свой отдельный русскоязычный мирок. Это мы как желанную экзотику воспринимаем Новый год с пальмой возле моря, баранину, молодую картошку и свежую клубнику на праздничный ужин. Местные русские мечтают о недостижимой в мусульманской стране свинине, оливье и селедке под шубой. Когда летишь в Хургаду, обычный заказ от друзей звучит так: «Полтора кило докторской, две-три палки салями с мелкозернистым салом, просто сало, четыре пакета майонеза, черный бородинский хлеб и любое количество новогодних подарков с шоколадными конфетами в жестяных банках!»
«Понимаешь, тут украинцы целый бизнес выстроили, – рассказывает мне моя подруга Ирина. –
Грузят чемоданы продуктами и по прилету продают палку что копченной колбасы, что просто варенной по 10 долларов,
пакет майонеза в 250 грамм по пять долларов, на конфеты мои любимые вообще страшно цену называть, вдруг муж прочтет. Ну а обратно эти торговцы обычно везут сумки кожаные, например. Вполне нормальный бизнес получается. Постоянные клиенты к ним в очередь записываются. Родного же хочется покушать!»
Должен сказать, что по прилету из нашей зимы местным как-то трудно искренне сопереживать. Курс египетского фунта в отелях пишут как 7,5 за 1 доллар и 12 рублей за один фунт. В городе меняют доллар на восемь фунтов. Местные и вовсе привыкли к курсу 8,3. Ну а картошка здесь по-прежнему родит четыре раза в год. Сейчас как раз время очередного урожая картофеля, клубники и мандаринов. На рынке в Хургаде местные мелкие и вкусные бананы стоят 6 фунтов за кило, апельсины — 2 фунта, картошка — 4 фунта, помидоры — 2 фунта, огурцы — 4, гранаты — 8 фунтов за кило и вкуснейшая клубника — 14. Еще есть местная хурма по 7 и мандарины по 6. У манго сейчас не сезон, и местные по 35 фунтов его не берут, твердое, мол. И не покупают практически авокадо, оно тоже твердое, завозное, по 40 фунтов за килограмм.
Но главная тема для разговоров не еда, а когда вернутся россияне.
«Отели заполнены едва-едва. Сейчас вроде должен быть высокий сезон, раньше под Новый год наш отель был заполнен на 80–90%, а сейчас на 28%. Один большой ресторан закрыт, часть обслуживающего персонала ушла в бесплатные отпуска, у нас же фирма никого не уволила, просто пока на 20% снизила зарплаты.
Мы очень ждем возвращения России сюда после новогодних праздников. Вы слышали, Путин же это правда пообещал?»
— твердо глядя мне в глаза, говорила администратор спа-салона в отеле. Девушку зовут Мария Кузьмина, она из Екатеринбурга, два года назад вышла замуж за местного, живет и работает теперь в Хургаде. Обычная история для этих мест.
Сейчас россиян нет, и поэтому, может, так заметны китайцы. Они интересно смотрятся на фоне украинцев, белорусов, англичан и поляков. Те в футболках, шортах, купаются то в бассейне, то в море. Китайцы в куртках, шарфах, ходят вместе и все время куда-то спешат.
«Их больше стало в последние месяцы — рассказала корреспонденту «Газеты.Ru» бывшая жительница Твери Татьяна Винокурова, русский администратор отеля. — Но они особые клиенты, приезжают максимум на три дня по своей программе, катаются по стране — Каир, Александрия, Хургада. С ними всегда живет гид, говорящий на китайском, они не на море приезжают, а сразу выкупают вместе с путевкой подробную экскурсионную программу. Сейчас все гости на особом счету. Есть сокращения, платные и бесплатные отпуска, но нас, русских администраторов, никто не тронул. Русскоговорящие по-прежнему весомая часть клиентов. Россияне? Знаете, пару недель назад была одна пара из Екатеринбурга, очень приятные и позитивные люди. Летели из Екатеринбурга в Москву, оттуда в Минск, а потом в Хургаду. Наверное, очень любят Египет, это им недешево обошлось. Так вы не представляете, как их тут встречали! Кое-кто из сотрудников русские паспорта целовал, фрукты в номер, специальные скидки — все было! Но тут я пессимист. Думаю, раньше марта российские чартеры не вернутся, все надо еще хорошо организовать, подготовиться».
«Первыми, когда пропали русские, легли частные отели, — объясняет мне местный русский предприниматель Максим Касьянов.
— Загрузка в 10% для одиночного отеля смерть, вот сетевые еще как-то удар держат. Многие, кто закрылись, возят туристов в какие-то другие отели вместо заказанных. Как на нас отразилось? Отец вот в январе прилетит из Москвы, пришлось через регулярные рейсы дорогу считать. Тут один лоукост из Стамбула в Хургаду летает, поэтому получилось по-божески — $270 за билеты в оба конца».
История, проверенная на себе. Можно сказать, что, прилетев через Украину, я сменил три отеля за три дня. Первый оказался заполненным, и туристов оттуда, равно как и предусмотрительных ребят, что купили новогодние туры за серьезные деньги месяца за три в ныне уже закрытые отели, начали возить по другим местам, хорошим и разным. В следующем отеле, где пришлось провести ночь, поговорил с персоналом.
Истории как под копирку: живут здесь, зарплата снижена, пока ничего хорошего не ждут и говорят очень вежливо, потому как дорожат любой работой.
Помню русскую повариху Наталью из Перми, которая жаловалась, что дочь к ней будет добираться за очень дорого — $400 в оба конца через Стамбул.
Почему это дорого и как обычно жители Хургады и многие туристы добирались в Египет и обратно, стало понятно после общения с местным экспертом Юлией Шевель, хозяйкой компании, занимающейся продажей авиабилетов Россия — Египет.
— Давно вы работаете в этой сфере?
— Почти пять лет. Занимаемся продажей авиабилетов от туроператоров, это блоки мест на всех чартерных рейсах, которые существуют из России в Египет, в Шарм-эль-Шейх и Хургаду. На этих блоках всегда остаются нереализованные места, но туроператоры не отдают их в свободную продажу, а отдают турагентствам. Вот и мы продаем эти билеты.
— Что сейчас происходит?
— Сейчас из России в Египет добираются на «перекладных». В первую очередь через Стамбул. Так летают две авиакомпании, одна из которых позиционирует себя как лоукост, и «Турецкие авиалинии». Также можно добраться через Белоруссию, но туроператор, реализующий туры из Минска в Египет, приостановил сейчас полетную программу в Шарм-эль-Шейх и основательно ее сократил в Хургаду. Через Украину, наверное, народ бы ездил, несмотря даже на всю ситуацию политическую между двумя странами, но авиасообщение между странами прекращено. То есть
нужно как-то поездом или автобусом добраться на Украину, отвечать по ходу на вопросы на таможнях… Короче, не летают через Украину.
— Много заказов сейчас?
— В ноябре на первой волне паники еще работа шла, все хотели уезжать. Сейчас по сравнению с нормальным среднестатистическим месяцем обороты упали процентов на 90.
— А что с русскими, что покупали тут квартиры и недвижимость? Они приезжают на тот же Новый год?
— Порядка 20 тыс. русскоязычного населения в Хургаде проживает круглый год. Это чаще всего женщины, вышедшие замуж за египтян, у которых тут семьи и дети. А уже к этой цифре добавились люди, что приобретают недвижимость и прилетают сюда, когда это им удобно. Кто-то приезжает на зимовку, кто-то на месяц-другой, на каникулы. Они летают через Стамбул, а иногда и через Европу, хотя это долго и недешево. Процентов 95 летит через Стамбул, и ухудшение отношений между нашими странами на этом потоке пока никак не сказалось.
— У вас есть какие-то прогнозы?
— Подача информации в новостях очень отличается от реальности. Когда на российском телевидении говорили, что перестали летать Германия, Англия, Франция и Голландия, они не упомянули, что эти страны перестали летать только в Шарм-эль-Шейх. Они сказали «Египет». А в Хургаду, между тем, все как летали, так и летают. Вот когда вы слышите по новостям, что Англия только восстановит полеты после новогодних праздников, это тоже неверно. Англия восстановила свое авиасообщение, но приостановила его на рождественские праздники с 20 декабря по 16 января, о чем сообщила на всех официальных сайтах. Они перестраховались, приостановили и вернули всем деньги. С 16 января мы их снова ждем.
Все сейчас надеются на возвращение русских.
Россия говорит о восстановлении авиасообщения, но пока не называет никаких дат. Никто тут не ждал возвращения русских до Нового года, потому что их официально вывозили из страны аж до 30 ноября. Так долго вывозить, а потом сразу возвращать — нелогично. По прежнему опыту, когда после революции и свержения Мурси дважды прерывали авиасообщение, знаем, что тогда это длилось по 2,5 месяца. Сейчас несколько другая ситуация. Я надеюсь, что к концу зимы авиасообщение будет восстановлено. Нам рассказывают, что все вопросы урегулированы, ждем результатов работы комиссии из России, что присутствовала здесь в течение нескольких недель и оценивала безопасность работы аэропортов Каира, Хургады, Шарм-эль-Шейха, Александрии.
— Изменилось что-то в аэропортах?
— У нас в Хургаде год назад построили новый терминал в аэропорту, чтобы как-то разгрузить старый. Вот сейчас решили, что старый теперь будет обслуживать только внутренние авиалинии, а все международные борта пойдут в новый, с новой системой безопасности. Там сейчас четыре кордона контроля и все довольно-таки дотошно, надо приезжать за три часа до вылета. Ну и плюс
Россия выставила условие о присутствии своих сотрудников безопасности в аэропортах, и Египет на это пошел.
Они будут заниматься и досмотром багажа по прилету-вылету, и загрузкой багажа на борт и так далее.
В Шарм-эль-Шейхе ситуация чуть другая, но и там работают над решением всех проблем.
Уже тут, в Египте, общался с друзьями из Москвы. Жалеют, беспокоятся, слегка завидуют, но признаются, что сами сейчас ехать побоялись бы. Тут, рядом с прекрасным морем, в атмосфере всеобщей предупредительности и при ценах сниженных как бы не вдвое, эти страхи как-то далеки и непонятны. Вот отдохну, вернусь, посмотрю телевизор и тогда уже всласть побоюсь. Вместе со всей страной.