В понедельник министерство гражданской авиации Египта опубликовало предварительный отчет о расследовании крушения российского самолета Airbus А321 над Синаем. Последняя строчка достаточно объемного сообщения привлекла больше всего внимания.
В ней говорится, что следователи не нашли доказательств того, что на борту произошел взрыв.
«Технический расследовательный комитет пока не нашел ничего, что бы указывало на какое-либо незаконное вторжение или террористические действия», — цитирует агентство Reuters заявление министерства.
На сайте египетского министерства опубликована англоязычная версия пресс-релиза, в котором нет фразы «террористические действия». «Капитан Эль Мохаддем (глава Международного комитета по расследованию. — «Газета.Ru») объяснил, что комитет до сих пор не получил какую-либо информацию, говорящую о незаконном вмешательстве, следовательно, комитет продолжает свою работу относительно технического расследования», — говорится в сообщении министерства.
По поводу промежуточного итога расследования высказался пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он пояснил российским журналистам, что не будет комментировать заявления египтян.
«Единственное, могу напомнить заключение наших экспертов соответствующих специальных служб, которые пришли к выводу о том, что это был теракт», — заявил Песков.
Напомним, что российские спецслужбы не сразу сочли крушение самолета терактом. Трагедия произошла 31 октября. 3 ноября источник, близкий к следствию, заявил ТАСС, что на месте крушения были найдены не относящиеся к конструкции А321 элементы, а на записи «черных ящиков» были странные звуки — то ли хлопки, то ли треск. В те же дни источник в Пентагоне заявил, что инфракрасный спутник США обнаружил тепловую вспышку над Синаем. 5 ноября официальные лица Великобритании и США заявили о теракте на борту А321. 6 ноября президент РФ Владимир Путин поддержал идею о запрете полетов в Египет. Но официально президент заявил о теракте только 17 ноября, пообещав в любой точке планеты найти и покарать террористов.
«По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло «разваливание» самолета в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолета на большом расстоянии», — сообщил тогда глава ФСБ Александр Бортников.
Расследование крушения продолжается.
Глава Международного комитета по расследованию капитан Эль Мохаддем заявил, что предварительный отчет составлен и направлен всем заинтересованным государствам, которые участвуют в расследовании, а также в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО). Капитан пояснил, что отчет состоит из 19 стандартных глав и включает всю информацию, которая известна следователям на нынешний момент. В документе также есть информация, которая будет проверяться в ходе следующих этапов расследования.
Говоря о проделанной работе, капитан Эль Мохаддем отметил, что обломки пришлось собирать с территории, удаленной от места падения главных частей самолета на 16 км. Результаты судмедэкспертов, осматривавших тела погибших, у египтян есть, теперь они ждут аналогичные документы от российской стороны, чтобы сопоставить их.
Египтяне решили создать 3D-модель самолета, восстановив его по обломкам.
В этом им помогали инженеры, а также сотрудники Каирского университета. С помощью 3D-камеры обломки были сфотографированы, на эту работу ушло 30 часов. Затем виртуальные кусочки будут соединены в единое целое, это, вероятно, подскажет следователям, где именно было воздействие на самолет. Обломки осмотрели специалисты из Центрального металлургического научно-исследовательского института (CMRDI), впоследствии обломки будут перевезены в Каир, где начнется вторая фаза их анализа. Комитет также предложил всем заинтересованным сторонам, в том числе страховым компаниям и российской рабочей группе, изучить обломки на месте.
Следователи также установили, что последние пять дней перед крушением самолет А321 совершал рейсы только между российскими египетскими аэропортами. Сейчас следствие ожидает, когда будет переведена с русского языка информация о пилотах, их подготовке и медицинских обследованиях. Пока что изучается представленная документация на сам самолет — обо всех ремонтах, осмотрах, которые проводились с момента его создания. Эта работа требует много времени, уточнил капитан Эль Мохаддем, так как самолет был произведен в 1997 году.
Капитан Эль Мохаддем отметил, что представители аккредитованных государств получили все права, которые позволяют им следить за ходом расследования. 15 раз делегации доставлялись к месту крушения вертолетами ВВС Египта.
Основной отчет о результатах расследования может быть составлен и опубликован в течение года. Если расследование за год не закончат, то тогда будет выпущен пресс-релиз с объяснением действий следствия.
Крупнейшая катастрофа в истории российской и советской авиации произошла 31 октября: лайнер Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» (бренд Metrojet), который летел из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился над Синайским полуостровом. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа. Все они погибли.