Модернизированный вариант легендарной снайперской винтовки Драгунова (СВДМ) в ближайшее время начнет поступать в войска. Минобороны РФ уже заключило с ее производителем — концерном «Калашников» соответствующий контракт. Об этом «Газете.Ru» сообщили в понедельник представители концерна.
«Винтовки начали поступать в войска. У нас заключен соответствующий контракт», — рассказал «Газете.Ru» специалист концерна Владимир Онокой. Подробностей контракта в концерне не раскрыли.
Официально в Минобороны эту информацию «Газете.Ru» не подтвердили, но и не опровергли. Однако источник в военном ведомстве пояснил, что контракт предусматривает поставку нескольких тысяч единиц оружия.
«Заключен контракт на поставку нескольких тысяч экземпляров», — сообщил «Газете.Ru» источник.
Несколько лет назад — в 2011 году — в российском Минобороны имели иную точку зрения на будущее данной винтовки. Военные планировали снять СВД с вооружения, заявляя, что армии нужно снайперское оружие калибра 8,61, а не 7,62, как у винтовки Драгунова. В прессу поступали данные, что новые снайперские винтовки под этот калибр Минобороны РФ закупит за рубежом. Разрабатывать винтовки под новый для них патрон начали и российские оружейники. Данная информация сопровождалась широкой критикой СВД как оружия, которая звучала из уст разных людей, так или иначе связанных с тематикой стрелкового оружия.
«Здесь необходимо отметить разницу в самой концепции снайперского оружия у нас и в странах Запада. Традиционно в нашей стране под снайперской винтовкой подразумевали полуавтоматическое оружие, достаточно надежное, имеющее неплохую кучность стрельбы. Однако она не могла стрелять с точностью до одной угловой минуты. За рубежом снайперской считали болтовую винтовку (ее необходимо перезаряжать вручную. — «Газета.Ru»), которая стреляет точнее той же СВД, однако не применяется массово», — рассуждает специалист концерна «Калашников» Владимир Онокой.
По его словам, СВДМ — винтовка, которую можно эффективно использовать как оружие в своей нише.
Ее можно даже назвать «винтовкой для выделенного точного стрелка».
По сути, это должность снайпера в обычном мотострелковом взводе. «В 2000-е годы возникла тенденция, когда определенную вещь использовали не по ее прямому назначению. У нас не было специального снайперского оружия, не было снайперских винтовок высокой точности. Первыми тревогу на этот счет забили сотрудники спецподразделений ФСБ. И через некоторое время российские производители разработали винтовки для этих целей, например ту же СВ-98, которая выпускается сейчас на «Ижмаше», — продолжает Онокой.
По его словам, модернизированный вариант СВД имеет ряд важных новшеств: две сошки, с помощью которых стало гораздо удобнее вести огонь из положения лежа, на оружии также установлен регулируемый приклад, планка пикатини (специальный кронштейн в верхней части оружия, предназначенный для крепления различных прицелов и иных аксессуаров). Изменился и ствол оружия: он стал утолщенным и нагревается гораздо медленнее, чем у старой СВД, что позволяет вести из оружия более кучную стрельбу.
Новая версия знаменитого «Драгунова» способна стрелять в том числе и бронебойными патронами 7N-14.
По словам разработчика, такой патрон способен пробивать стандартный армейский бронежилет четвертого класса защиты.
Снайперская винтовка Драгунова в руках своего разработчика. #калашников #свд #оружие #история #винтовка #снайпер pic.twitter.com/vCA0fCkJ4R
— Концерн Калашников (@KalashnikovKo) 11 декабря 2014
Инструктор по практической стрельбе Артур Давыденко считает, что вопрос вооружения снайпера тем или иным оружием тесно связан с тактикой использования стрелков. «СВД разрабатывалась под действие взвода (30 человек) или отделения (8 человек). Сейчас концепция ведения войн изменилась. Снайперы работают двойками или в составе снайперской группы. Против нас такая тактика впервые была применена ваххабитами в Чечне, и, к сожалению для нас, она показала себя эффективно. После этого мы стали изучать опыт нашего противника, а поскольку у нас всегда хватало метких стрелков, из которых можно сделать снайпера (помимо умения стрелять он должен обладать целым рядом качеств и навыков), постепенно мы стали искать и оружие для них, и иногда — обращаться к зарубежным образцам», — рассказывает эксперт.
Для новой тактики такое оружие, как СВД, не подходит, считает инструктор. «Контрснайперскую борьбу, например, из СВД не поведешь, для этого уже созданы различные другие винтовки, в том числе СВ-98, продукция отечественной фирмы Orsis или винтовки западного производства. В то же время СВД и СВДМ вполне подходят для своей ниши — полуавтоматических самозарядных винтовок. Короче говоря, все нужно использовать по своему прямому назначению. Можно и гвозди забивать микроскопом, однако не думаю, что это будет эффективно», — говорит Давыденко.
По его словам, и патрон, используемый в винтовке Драгунова, подходит больше для патрона, используемого в стандартном солдатском оружии, а не для винтовки снайпера-одиночки. «Из него нельзя сделать патрон высокой точности. Гильза позволяет себе слишком вольные допуски при изготовлении патронника,
и серии в 5–10 выстрелов с точностью в одну угловую минуту с таким боеприпасом почти невозможны.
А вот патрон 308 Winchester, который используется в той же СВ-98, вполне подходит для этого», — сказал инструктор по стрельбе.
«Ошибка — считать СВД снайперской винтовкой. Это общевойсковое оружие, массовая винтовка для армейских подразделений. Просто в СССР другого снайперского оружия не было, поэтому винтовку Драгунова и стали так называть», — отмечает эксперт по вооружению частной военной компании Moran Security Group Борис Чикин. По его словам, в принципе СВД является простым в эксплуатации и надежным оружием и после модернизации вполне может долгое время оставаться на вооружении Российской армии.
Винтовка СВД была принята на вооружение Советской армии в 1963 году. Она также широко поставлялась за рубеж и принимала участие в боевых действиях во Вьетнаме, Афганистане, ряде конфликтов на Ближнем Востоке, в гражданской войне в Югославии и в боевых действиях на Северном Кавказе.