Инцидент произошел на Московском марафоне, который состоялся в минувшее воскресенье в столице России. Мероприятие, которое проходит уже третий год, собрало более 20 тыс. человек. Участники бежали два забега — дистанцию на 10 км и на 42,2 км. Старт и финиш обеих дистанций располагался напротив входа во Дворец спорта «Лужники». Финиш на 10 тыс. м был омрачен происшествием: полицейские задержали лидера гонки, 26-летнего Ринаса Ахмадеева, приехавшего в Москву из Казани. Легкоатлет учится на юриста в Казанском федеральном университете и имеет звание мастера спорта международного класса. Он уже не раз выступал на чемпионатах России, был участником чемпионата мира по легкой атлетике IAAF (Международная ассоциация легкоатлетических федераций), а в этом году на Всемирной универсиаде в Южной Корее занял третье место на дистанции в 5 тыс. м. «Газета.Ru» поговорила с Ахмадеевым, который уже был на другом соревновании, но нашел время для интервью.
— Ринас, что произошло у финиша?
— До финиша оставалось примерно метров 600. Я бежал за машиной сопровождения — до нее было метров 40–50. И внезапно резко передо мной выбегают трое-четверо полицейских. Просто руками останавливают. Перегородили путь и говорят — туда нельзя. Я говорю: «В смысле, туда нельзя? Я финиширую на 10 тысяч метров!» На мне и номер был… Нет, говорят, нельзя. Я, честно, не понимал вообще, что да как. Может, секунд 20–30 простоял. Потом вижу, кто-то из организаторов или судей бежит и издали кричит — пустите, это лидер на 10 тысяч метров! А они такие на него смотрят лицами-пешками. О-ох. В итоге разошлись, я их растолкнул и в итоге побежал на финиш.
— Потерянные секунды сказались на результате?
— Конечно, я все-таки бежал на результат. Мне обидно было, что все это впустую. Прибежал за 29 минут 45 секунд. В прошлом году я тоже бежал, тогда было 29 минут и 25 секунд. Но в этот раз я побыстрее бежал.
— Тебе потом организаторы объясняли действия полицейских?
— Нет, они сами были в шоке. Наверное, тут есть вина организаторов, так как они не проинформировали сотрудников полиции, что сначала финишируют спортсмены на 10 тысяч метров, а потом уже марафон. Может быть, они считали, что спортсмены будут бежать марафон часа два — два с половиной, а здесь был такой отрыв, и сзади меня метров 600 никого не было. Может быть, они подумали, что я любитель или еще кто, выбежал, номер сам нацепил и к финишу побежал.
— Есть версия, что полицейские не увидели на тебе желтой футболки марафона, которую всем выдавали. Почему ты решил в своей форме бежать?
— Это более соревновательная форма — майка, шорты. В футболке некомфортно выступать.
— Когда ты начал заниматься легкой атлетикой?
— В восьмом классе. Вообще, этим у меня старший брат занимался — выезжал на соревнования, на сборы. Прогуливал школу из-за поездок. Я, глядя на него, думал — ничего себе, может, у меня тоже получится. Пришел в секцию легкой атлетики, тренер начал со мной работать. Через месяц я выиграл первые соревнования, и началась моя спортивная карьера.
— Какое достижение ты считаешь самым серьезным?
— В этом году — бронза на Всемирной универсиаде в городе Кванджу Южной Кореи. Мы сразу планировали отобраться на Универсиаду и бороться за призы. Выполнили план на 100%. А следующий, более серьезный шаг — это Олимпийские игры. Надо выполнить норматив, а потом уже готовиться к Олимпиаде в 2016 году в Рио-де-Жанейро.
Как стало известно, в ГУВД Москвы уже приступили к служебной проверке инцидента на Московском марафоне. Об этом «Газете.Ru» рассказал директор Московского марафона Дмитрий Тарасов. Он признался, что ему звонили из столичного главка.
«Все просто: это банальная ошибка сотрудника полиции, который усмотрел злой умысел в действиях спортсмена. Они не могли понять, каким образом он появился на дистанции, поскольку он бежал не в желтой майке, а в собственной футболке, хотя это тоже нормально. К нам обратился один из руководителей ГУВД Москвы, который принес свои собственные извинения за произошедший инцидент, сказал, что они сами разбираются с этой историей и будут звонить этому бегуну, чтобы извиниться», — сказал Тарасов.
Директор марафона добавил, что ему лично непонятно, как такое могло произойти. Руководство марафона за год проводит несколько встреч с представителями полиции, сотрудники получают инструкции, как действовать на трассе, как обслуживать мероприятия.
«Структура полиции довольно большая, и, возможно, какая-то информации у кого-то выпала. Но точно сказать никто не сможет, — пояснил Тарасов. — Там на трассе был персонал, судьи, которые тоже были шокированы действиями полицейского. Но я думаю, что сам сотрудник полиции сильно волновался, и в его действиях не было ничего негативного, он, наоборот, старался помочь организаторам, увидев бегуна, который был не в официальной футболке. К сожалению, мне лично не удалось пообщаться с этим сотрудником, но я уверен, что он не хотел навредить марафону. Такие инциденты периодически случаются в мире, и надеюсь, у нас подобного больше не произойдет».