Скандал вокруг танкера «Смольный», который в СМИ уже успели окрестить кораблем-призраком, разгорелся 23 июля 2015 года. Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым отчиталось о задержании украинского танкера, который якобы с 2012 года находился в Черном море и при этом ни разу не заходил в порты.
«При осмотре выяснилось, что на танкере нет капитана. У экипажа, состоящего из десяти человек, отсутствовала вся служебная документация, а также автоматизированная идентификационная система. То есть корабль фактически являлся призраком — невидимым для государственных контролирующих органов», — заявили в погрануправлении ФСБ по Республике Крым.
По данным пограничников, танкер занимался нелегальной скупкой и продажей топлива в открытом море. На судне найдено более 1 тыс. т мазута и свыше 160 т дизельного топлива без документов.
Арестованный танкер был препровожден на временную стоянку в порт Керчи.
«Сейчас по факту его деятельности проводится проверка», — заявили в погранслужбе. — А за нарушение режима госграницы владельцу судна грозит административный штраф в размере более 3 млн руб.».
Буквально сразу же после задержания судна украинские власти открестились от корабля, заявив, что в реестре морских судов Украины такой танкер не значится.
Между тем, по данным fleetphoto.ru, танкер «Смольный» принадлежит компании «Ювас-Транс», которая зарегистрирована в Керчи по адресу: ул. Свердлова, 49.
По данным «Интерфакс-Украина», собственниками ООО «Ювас-Транс» с уставным капиталом 60 млн грн выступают руководитель компании Ярослав Народицкий (65%), а также Анатолий Народицкий (25%) и Олег Васенко (10%).
При этом за три месяца до скандала крымский бизнесмен Ярослав Народицкий жаловался депутатам российской Госдумы на то, что пограничное управление ФСБ по Республике Крым фактически блокирует работу судовладельческих компаний.
В ходе «круглого стола» «Модернизация отечественного рынка портовых услуг», состоявшегося 18 марта 2015 года в пресс-центре «Парламентской газеты» в Москве, Ярослав Народицкий заявил, что до присоединения Крыма к России значительную часть грузов перегружали на рейде, так как глубины у причалов составляют 8 м, в то время как на якорной стоянке — 20 м.
После того как Крым стал контролироваться российскими властями, ФСБ России запретила работать в режиме закрытой границы. Это привело к замораживанию морской транспортной отрасли.
Судовладельцы попросили власти России разрешить работы в якорном районе Керчи №471 (подрайон Д) в режиме закрытой границы.
«Мы обращались в правительство Крыма, у нас это основная проблема. Если бы нам разрешили работать, как мы работали ранее в режиме закрытой границы на якорной стоянке, то это бы возобновило и обслуживание рейда, и шипчандлеры (компании, поставляющие судам продовольствие. — «Газета.Ru»), и порты бы заработали», — рассказывал тогда Ярослав Народицкий.
Член комитета по транспорту Госдумы РФ Михаил Брячак, участвовавший в заседании, пообещал разобраться в ситуации и поддержать судовладельцев из Керчи. Он отметил, что федеральные чиновники создают искусственные трудности, тем самым не способствуют развитию в Крыму бизнеса, а, наоборот, тормозят процесс.
Как заявил «Газете.Ru» Михаил Брячак, он с удивлением услышал новости о задержании якобы украинского танкера, который на самом деле принадлежит керченским бизнесменам, и теперь будет разбираться в этой истории.
Между тем в самом «Юванс-Транс» заявили «Газете.Ru», что задержание судна «Смольный» было изначально незаконно.
«Госграница проходит в 12 милях от Керченского порта, экономзона в — 20 милях, а наше судно стояло на якоре в 14 милях, — поясняет официальный представитель компании Анатолий Народицкий. — У нас была практика свободного плавания. То есть из-за того, что действует режим закрытой границы, перевалка груза с маленьких на большие суда осуществлялась за пределами российских территориальных вод».
По словам Народицкого, таким образом судовладельцы, работающие в у побережья Крыма, убивают сразу двух зайцев: загружают крупные танкеры, которые из-за большой осадки не могут заходить в порт, и обходят санкции.
«Малые суда подвозят грузы и «перекидывают» их на более большие «накопители». А с накопителей нефть, мазут и дизтопливо забирают уже другие суда и расходятся по всему миру, — рассказывает представитель судовладельца. — Весь груз на «Смольном» был задокументирован и находился в режиме экспорта. Все экспортные пошлины были уплачены».
По словам Народицкого, компания будет бороться за свое честное имя и опротестовывать арест судна и действия пограничников.
В Погранслужбе управления ФСБ по Крыму комментировать «Газете.Ru» заявления судовладельцев отказались, еще раз заявив, что действовали в рамках законов Российской Федерации.