Эта история началась в апреле 2014 года – краснодарец Дмитрий Лопатин, несколько лет занятый разработкой уникальных солнечных батарей, заказал в Китае необходимое для работы вещество гамма-бутиролактон, которое является как растворителем, так и психотропным препаратом.
«Сотрудники почты склоняли к получению посылки»
Выпускник аспирантуры кафедры радиофизики и нанотехнологий Кубанского госуниверситета
Дмитрий Лопатин к 26 годам стал автором трех патентов, полуфиналистом и соавтором Зворыкинской премии, лауреатом премии «Энергия Молодости 2012» фонда «Глобальная энергия», которую принято считать отечественным аналогом Нобелевской премии.
В копилке его достижений также победы на конкурсах Russia Power и «Энергия будущего». В 2013 году сразу четыре проекта краснодарского ученого вышли в полуфинал Зворыкинской премии. Среди его изобретений, например, беспроводная зарядка для мобильных, работающая по принципу Wi-Fi.
«Я занимаюсь разработкой солнечных батарей, которые можно печатать на устройстве, похожем на принтер. Грубо говоря, это фольга, на которую наносится слой вещества, собирающий солнечную энергию и преобразующий ее в электричество, — пояснил «Газете.Ru» изобретатель. — Соответственно, солнечная батарея может быть на любых поверхностях, не нужны массивные панели. Например, ее можно напечатать на металлопрофиле или черепице».
По словам Лопатина, для разработки вещества он изначально использовал достаточно канцерогенный и токсичный растворитель, который решил для безопасности заменить.
«Меня пугали канцерогенные последствия, по сути, если бы мы продолжили работать с ним, то через 10–15 лет могли возникнуть сложности со здоровьем, развиться рак, — объясняет собеседник.
— По зарубежным публикациям нашел аналогичное вещество — гамма-бутиролактон. Оно менее канцерогенное, я купил его на специализированной интернет-площадке для заказа реактивов».
Краснодарец уточнил, что в Китае, где он купил гамма-бутиролактон, оно распространено в промышленных масштабах, и было крайне трудно найти небольшой объем.
«Для пробы мне нужно было около десяти граммов, но почти везде оно продается литрами. Это все равно что вы попытаетесь купить чистый ацетон – меньше полулитра вряд ли найдете. В итоге заказал литр, покупка обошлась в сумму около 50 долларов», — продолжает Лопатин.
Посылка шла два месяца – на почту его пригласили в конце июня 2014 года. На тот момент ученый нашел способ, как уменьшить количество вещества примерно в десять раз, поэтому китайская посылка была ему не нужна.
«В странах ЕС ученый заказывает необходимый реагент и получает его на следующий день либо через пару дней. Если появляются вопросы, его можно оперативно проверить, — приводит пример 26-летний краснодарец.
— У нас же половину веществ приходится заказывать за рубежом и ждать посылки неделями. Есть площадки типа «Русхимбио», сделанной «Роснано», но там некоторых веществ также не найти. Когда позвонили из отделения почты, был занят другими делами, к тому же необходимость в посылке отпала, поэтому не спешил ее забирать. Мне постоянно звонили, жаловались, что, если буду затягивать с оформлением, их лишат премии. Примерно на шестой звонок согласился забрать, пошел в отделение в тот же день».
На месте Дмитрий написал заявление, а когда таможенный инспектор спросил – являются ли вещества наркотическими, честно ответил, что не знает. Посылку в руки так и не получил, спустя примерно 15 минут после прихода в отделение его задержали сотрудники Наркоконтроля.
«Получается, работники почты склоняли меня к действиям, чтобы я получил посылку, чтобы дать мне больший срок. Если бы в уведомлении было указано, что вещество запрещено для свободного оборота в России, я бы ее просто не получил», — уверяет Лопатин.
Прокуратура думает
17 июня Прикубанский районный суд Краснодара приговорил изобретателя к трем годам условно. Суд счел доказанным, что Лопатин покушался на незаконное приобретение психотропных веществ в крупном размере без цели сбыта. Гособвинение на процессе требовало для него одиннадцать лет колонии. После вынесения приговора прокуратура, сочтя его слишком мягким, обратилась в апелляцию с обжалованием.
Старший помощник прокурора Краснодарского края по взаимодействию со СМИ Антон Лопатин (однофамилец ученого) пояснил «Газете.Ru»: приговор ученому обжалует прокуратура Прикубанского округа Краснодара, но апелляционный отдел краевой прокуратуры, представитель которого будет участвовать в процессе, своей позиции еще не сформулировал.
«Нужно понимать, что есть нижестоящая прокуратура округа, которая выступила с обжалованием. В рассмотрении дела в Краснодарском краевом суде будет участвовать представитель краевой прокуратуры, который может его позицию не поддержать. Кроме того, УПК предусматривает возможность отозвать обжалование до начала рассмотрения дела судом, — прокомментировал Антон Лопатин. — На сегодняшний день говорить о том, что краевая прокуратура требует ужесточить наказание, неверно. Прокуратура Краснодарского края, которая будет представлять гособвинение на процессе, своего мнения еще не сформулировала».