— Андрей, как вы узнали о том, что вас назвали одним из самых влиятельных учителей в мире?
— О включении в рейтинг мне объявили неделю назад.
Честно говоря, я не ожидал, что попаду в эту десятку.
Сам рейтинг — это такое независимое исследование, результаты которого достаточно значимы и важны для профессионального сообщества. Кандидатов отбирают исходя из индекса цитируемости в интернете, по упоминанию в различных социальных сетях, на разных образовательных площадках, как правило, на английском языке. Также учитываются количество выступлений, качество статей, которые человек публикует за последний год, и отзывы коллег — учителей из разных стран. К тому же все кандидаты должны дать интервью по поводу их видения образовательных технологий в обучении детей.
— За какие статьи или проекты в этот рейтинг попали вы?
— В рейтинг попадают учителя всех направлений, не только информатики. Есть педагоги начальных классов, преподаватели географии, биологии, есть, по-моему, один директор школы и методист. Составители смотрят не на предмет, а на общий уровень образовательного процесса.
Я туда попал, наверное, по совокупности деятельности. За год у меня были разные проекты по робототехнике, использованию облачных технологий, социальных сетей в образовании, использованию некоторых элементов программирования.
— Будет какое-то вручение дипломов или, может, вам премию выплатят?
— Конечно, если появятся какие-то бонусы от попадания в рейтинг, я буду только рад. Например, техническое переоснащение моей школы.
Мы работаем на компьютерах настолько старых, что даже сказать стыдно. На грани сдачи в качестве экспонатов в какой-нибудь музей ЭВМ.
Но я думаю, что вряд ли будет вручение премий и тому подобного. В школе меня поздравили, как только узнали, но какого-то празднования не было, все прошло достаточно обыденно. Сейчас и так очень много работы — дети сдают экзамены, поэтому пока не до праздников.
— Чем вы займетесь после того, как дети сдадут экзамены? После попадания в рейтинг наверняка посыпались предложения о смене работы…
— Менять что-то в связи с упоминанием в рейтинге я не собираюсь. Буду продолжать работать в своей родной школе и заниматься выездными проектами, которых у меня достаточно много.
— Что это за проекты?
— В основном это когда меня приглашают из других регионов поработать с местными учителями, что-то им показать, объяснить, поделиться опытом. Я ездил в Ярославскую область, Пензенскую, в Якутию, в Хабаровский край. В каждом регионе просят научить или рассказать что-то свое.
Где-то надо показать учителям, как работать в социальных сетях, где-то — как можно делать 3D-проекты, как организовать работу с 3D-принтером, как можно научить программированию детей, как использовать мобильный телефон.
— Как вы попали в свою школу и вообще в учительскую профессию?
— В школу я пришел восемь лет назад, после вуза. Пришел сам, не по распределению, мне очень понравился коллектив. А что касается профессии… У меня оба родителя — учителя, но на меня не давили совершенно, так что выборы профессии прошли демократично, можно сказать. Просто был такой пример всегда перед глазами. В педагогику я пришел осознанно.
— Как вы считаете, в чем сейчас основная проблема российской системы образования?
— Возможно, в том, как оценивать качество образования, по каким критериям. Может, еще и в том, что те реформы, которые сейчас проводятся, идут подряд, одна за другой, без паузы. Мне кажется, что надо сначала посмотреть на то, к чему привели первые реформы, сделать выводы, а потом уже решать, а нужны ли еще какие-то изменения.