На прошлой неделе сразу несколько магазинов сети «Дикси» в Москве и Московской области вывесили на кассах объявления, запрещающие продажу «тонизирующих напитков» без подтверждения совершеннолетия покупателя. «Несмотря на то что под эту категорию подходят только энергетики, оказывалось, что паспорт также требуется при покупке обычной кофеиносодержащей газировки», — рассказал «Газете.Ru» житель Серпухова Владимир. Такие случаи, в частности, произошли в магазинах сети в Химках и Протвино — покупателей «обрадовали» кассиры.
Еще как минимум в одном магазине сети о возрастном ограничении предупреждали не устно, а письменно.
В объявлении были перечислены все попавшие под «возрастной» запрет кофеиносодержащие напитки: Irn Bru, Mountain Dew, Pepsi-Cola, Coca-Cola и даже «Байкал».
В пресс-службе «Дикси» сообщили «Газете.Ru», что в настоящее время Coca-Cola доступна в продаже без ограничений во всех магазинах сети. «Магазины адаптируются к коррективам в продаже соответствующей категории, и в единичных магазинах сотрудники проявляют чрезмерную бдительность». Однако в минувшее воскресенье, 17 мая, Владимир из Серпухова опять столкнулся с отказом продать ему бутылку колы без паспорта — на сей раз в центре Москвы на Новолесной улице.
Председатель Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин говорит, что несовершеннолетний покупатель может попытаться убедить продавца отдать ему заветную банку газировки, показав текст закона. Если затея не увенчается успехом, то подросток может написать заявление в прокуратуру — с помощью родителей, хотя они, по мнению эксперта, вряд ли поддержат возмущение отпрыска. У совершеннолетних любителей газировки шансов добиться справедливости намного больше, но и они, скорее всего, не станут доводить дело до суда. «Скорее уж производители этой категории напитков станут требовать отмены запрета, потому что терпят убытки», — полагает он.
Янин добавил, что продажу газировки если и стоит ограничивать, то разве что в целях борьбы с ожирением. «В Нью-Йорке, например, ограничивается объем отпуска колы в общепите, чтобы не пили газировку литровыми ведрами. А в плане содержания кофеина она, конечно, не дотягивает до энергетиков, потребление которых среди подростков, на мой взгляд, действительно надо регулировать», — рассказал он «Газете.Ru».
Власти Москвы предпочли назвать случившееся недоразумением, вызванным неправильной трактовкой закона. «В документе четко прописано, что продавать можно, а что нельзя. Данный случай — это, конечно, перегиб, а перегибов не должно быть», — рассказал «Газете.Ru» инициатор запрета на продажу алкогольных энергетиков и один из авторов закона, председатель комиссии Мосгордумы по физической культуре, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов.
По нормативам тонизирующими считаются «напитки специального назначения, в том числе энергетические», кроме чая, кофе и газировки. Чтобы подпасть под ограничения, напиток должен содержать кофеин (более 0,151 мг/куб. см) и (или) другие тонизирующие компоненты, которые оказывают бодрящий эффект на организм.
Для сравнения, по разным данным, содержание кофеина в коле в зависимости от вида колеблется от 0,1 до 0,14 мг/куб. см. То есть под запрет сладкая газировка не попадает в любом случае.
На бутылке или банке должно быть написано, что напиток «не рекомендуется лицам до 18 лет, старшего и пожилого возраста, беременным и кормящим женщинам», а также людям, страдающим рядом заболеваний. И наконец, на подпадающих под ограничения напитках обязательно должна быть указана максимально допустимая суточная доза потребления.
Закон об ограничении розничной продажи тонизирующих напитков в Москве и Подмосковье вступил в силу синхронно — с 1 мая 2015 года. Отметим, что московские правила продажи мягче областных. В Москве действует только полный запрет на продажу алкогольных энергетиков, а в Подмосковье помимо этой категории напитков ограничена торговля и безалкогольными энергетиками. Их нельзя продавать в детских, образовательных и медицинских учреждениях, а в обычных магазинах баночку бодрящего напитка могут купить только совершеннолетние граждане.
По словам Щитова, в Москве проблема продажи алкогольных энергетиков практически решена. «Но мы столкнулись с другой трудностью. На полках магазинов стали активно появляться клоны «яги» под теми же или крайне похожими брендами. Но позиционируют они себя не как энергетические напитки, а как простые алкогольные коктейли. Мы отправили несколько таких образцов в Роспотребнадзор, экспертиза покажет, сколько там кофеина и других тонизирующих элементов содержится на самом деле», — рассказал парламентарий.
В дальнейшем московские власти намерены перенять опыт Подмосковья и ограничить продажи и безалкогольных энергетиков. Как рассказал Щитов, осенью в рамках парламентских слушаний будет обсуждаться, каким образом это лучше сделать.
«Это может быть ограничение по возрасту, как делается сейчас в Подмосковье, либо мы можем перенять иностранный опыт.
Например, во Франции и Дании безалкогольный энергетик можно купить только в аптеках, при этом надо предъявить справку от врача, что нет противопоказаний. Это один из вариантов, который может быть применен и в Москве.
Более того, в некоторых странах существует ответственность для продавца, если он не потребовал справку у покупателя, а выпитый энергетик потом привел к ухудшению здоровья», — сообщил депутат.