Прошлым летом организация переправы — единственного, если не считать авиацию, способа попасть на ставший российским полуостров — вызвала нарекания. Уже на майские праздники пробки к порту Кавказ растянулись на километры, а в июле и августе прошлого года решившие отдохнуть в Ялте россияне проводили на трассе, ожидая очереди, до двух суток. Работа «Единой транспортной дирекции» (ЕТД) раскритикована главой Крыма Сергеем Аксеновым, заявившим о завышенной стоимости билетов и мошеннических схемах.
С января этого года организацией движения паромов занята новая структура — ООО «Единая морская дирекция» (ЕМД). Такое решение принято советом министров Крыма, назначившим ответственным за работу республиканский минтранс. Тот, в свою очередь, передал полномочия ЕМД. Договор заключен до октября, при неудовлетворительной работе полномочия могут вернуться Минтрансу России, который вернет «Единую транспортную дирекцию» или назначит нового оператора.
В настоящий момент ЕТД отвечает только за организацию системы единого билета, включающую встречу поездов в Краснодаре и Анапе и трансферт пассажиров в Крым через Керченский пролив.
Поезд — автобус — паром — автобус
«За государственный счет субсидируется примерно половина стоимости автобусной перевозки и паромной переправы по единому билету. Так, спецтариф из Анапы до Севастополя — это автобус от анапского железнодорожного вокзала до порта Кавказ, паромная переправа и тот же автобус до Севастополя — 700 руб., его коммерческая стоимость порядка 1,5 тыс. руб.», — пояснил «Газете.Ru» генеральный директор ЕТД Игорь Титов.
Собеседник рассказал, что изначально возникла дискуссия — стоит ли организовывать единый билет.
Как альтернатива выдвигалось предложение о занятии ниши трансферта пассажиров с материковой части на полуостров коммерческими перевозчиками. Между тем, подытожили в правительстве, организованная система оказалась востребованной.
«В сезон-2014 по системе единого билета перевезли порядка 350 тыс. пассажиров, в этом году планируем более полумиллиона, — говорит Титов. — «Морской дирекцией» привлечены паромы большей вместимости, соответственно выросла пропускная способность. Это позволяет загружать на судно и пассажирский автобус.
Если прошлым летом люди приезжали до порта Кавказ на одном автобусе, брали вещи, переплывали пролив и садились уже на другой, сегодня весь маршрут они едут в одном автобусе».
Единый билет обязательно включает железнодорожную составляющую — туристы приезжают на поезде из Москвы, Тольятти или Екатеринбурга в Анапу и Краснодар, их встречают, рассаживают по автобусам и через переправу довозят до нужного города в Крыму.
«Здесь возникает определенная дискриминация по отношению к жителям Краснодарского края, соглашусь с этим, но следовать по единому билету можно только с железнодорожным маршрутом, — признается гендиректор ЕТД. — Чтобы честно понимать, единый билет — некая конкуренция коммерческим перевозчикам. Подминать под себя весь рынок абсолютно неправильно, нужно оставить возможности и для бизнеса. Жители региона могут проехать в Крым обычным рейсом. Пассажирские автобусы так же, как и по единому билету, пропускаются на переправу без очереди».
Директор департамента организации пассажирских перевозок «Единой транспортной дирекции» Данил Иванов рассказал «Газете.Ru», что в период курортного сезона планируется задействовать до 200 автобусов, привлеченных краснодарским и крымским перевозчиками. Пока поток пассажиров небольшой — работает десять автобусов. Например, накануне 1 мая три машины с прибывшими по железной дороге отдыхающими выехали из Краснодара и семь — из Анапы.
Работа Керченской переправы зависит не столько от потока пассажиров, сколько от погоды. В прошлый сезон из-за штормов ее приходилось закрывать даже в сезон.
«На случай непогоды в проекте бюджета «Единой транспортной дирекции» учтены средства, порядка 15 млн руб., которые могут понадобиться для размещения пассажиров в гостинице, организации питания. На одной и другой стороне мы получили от соответствующих администраций список пансионатов, санаториев, различных лагерей, где пассажиры смогут переждать непогоду, — пояснил Игорь Титов. — Также взаимодействуем с МЧС по возможному привлечению шатров и больших палаток».
«Судовладелец принял решение из-за санкций не работать»
Уже в порту Кавказ наблюдаю за работой паромов — у причала греческий «Гликофилоус» с белым крестом и российским флагом на палубе. Растянувшейся толпой заходят пассажиры с рюкзаками и яркими чемоданами на колесиках. Пасмурно, но морское солнце дает о себе знать — после пары часов лицо загорает. Из-за неповоротливых машин, заезжающих на нижнюю палубу, погрузка идет медленно, забравшиеся наверх пассажиры фотографируются и пытаются разглядеть противоположный берег. Ажиотажа, как в прошлые майские праздники, не наблюдается.
В зале ожидания собрались несколько десятков пассажиров, едущих по единому билету и те, кто приехал на своих машинах, которые также грузятся на паром.
Год назад пробка на десятки километров возникла именно из-за легковых автомобилей, которые не успевали принимать суда.
«Принято решение о привлечении судов большей вместимости — по 1,5 тыс. пассажиров. Первое судно предполагается в первой декаде мая, второе пребудет во второй. Также дополнительно организованы накопительные площадки в направлении поселка Ильич на 1,8 тыс. машин. Там уже работают объекты сервиса, установят до девяти касс для оперативной обработки билетов. Прибывшим на площадку гражданам выдадут талон электронной очереди, они на месте покупают билет на паром, и, когда подойдет их очередь, они будут подаваться сюда для погрузки», — объясняет начальник отдела взаимодействия с органами власти, СМИ и обращениями граждан ООО «Единая морская дирекция» Сергей Бородин.
Сейчас, загибает пальцы собеседник, работают три судна большой вместимости — «Крым», «Олимпиада» и «Гликофилоус», два средней, принимающие до 200 пассажиров, — «Севастополь» и «Николай Аксененко» и два малотоннажных — «Керченский-2» и «Ейск». С учетом двух сверхвместительных, которые ждут в мае, на рейд выйдут девять паромов.
«В прошлом году ходил и паром «Ионос», но греческий судовладелец принял решение из-за санкций не работать на переправе, — уточнил Бородин. — Оставшаяся греческая «Олимпиада» будет работать под российским флагом. После оформления два ожидаемых греческих парома также станут российскими. В какой форме — чартер или полный выкуп, — лучше уточнить у привлеченных для перевозки частных компаний».
Представитель «Единой морской дирекции» заверил, что ожидание на переправе теперь будет незначительным, максимально до трех часов, да и то по техническим причинам. По расчетам организации, в сутки они смогут принимать до 50 тыс. пассажиров, а в целом за сезон — порядка 5 млн. В прошлом году в Крыму отдохнули порядка 3 млн туристов.