Вслед за бурной реакцией Рамзана Кадырова на убийство при задержании в Грозном чеченца Джамбулата Дадаева на инцидент отреагировали чеченские силовики. Следственный комитет республики возбудил уголовное дело по статье ст. 286 ч. 3 УК (превышение должностных полномочий) против ставропольских полицейских, которые проводили операцию.
«Полицейскими Ставропольского края 19 апреля в Грозном проводилась спецоперация по задержанию Д. Дадаева.
Задержание проводилось совместно с ВОГОиП МВД России в густонаселенном частном секторе Ленинского района с применением автоматического оружия, — сказано в сообщении на сайте чеченского МВД.
— При этом ни о планировании, ни о проведении мероприятий не было уведомлено ни одно из подразделений министерства внутренних дел по Чеченской Республике».
Примечательно, что на официальном сайте СКР сообщения о возбуждении уголовного дела на момент публикации не было.
Сам Кадыров одновременно с этим обвинил МВД в искажении фактов.
«Вызывает сожаление, что в случае с инцидентом, в котором замешаны ставропольские полицейские, руководством МВД России предпринята попытка оправдания незаконных действий, вплоть до искажения фактов», — заявил Кадыров, слова которого приводит пресс-служба правительства Чечни.
Кадыров имел в виду сообщение, распространенное федеральным МВД накануне в ответ на скандальное заявление Кадырова о том, что чеченские правоохранители могут открывать огонь на поражение, если федеральные силовики будут проводить операции без их ведома. В этом сообщении МВД России указывает на недопустимость подобных высказываний со стороны Кадырова и отмечает, что предупреждало об операции по задержанию подозреваемого.
«19 апреля полицейские из Ставропольского края прибыли в Чечню для задержания местного жителя, находящегося в розыске за стрельбу по гражданину в их крае, — говорится в сообщении центрального аппарата МВД. — В соответствии с установленным Министерством внутренних дел Российской Федерации порядком, они обратились к своим коллегам в управлении уголовного розыска МВД по Чеченской Республике и проинформировали их о цели своего визита. В результате чего местные сыщики предложили свое содействие в проведении операции».
Однако, отмечают в полиции, при задержании возникли проблемы.
«В ходе самого задержания находящийся в розыске гражданин попытался прорваться на своем автомобиле, протаранив при этом автомашину приехавших сотрудников, тем самым подвергая опасности их жизни, — указывают в полиции.
— После чего полицейские произвели по автомобилю преступника с целью его остановки несколько выстрелов, одним из которых он был смертельно ранен. При последующем осмотре этого транспортного средства был обнаружен боевой пистолет».
Вечером в пятницу Следственный комитет России отменил постановление о возбуждении уголовного дела по факту превышения полномочий ставропольскими силовиками в Чечне.
В МВД России, в свою очередь, отметили, что уже озвучили свою позицию накануне и в дальнейшую полемику с главой Чечни вступать не намерены.
Напомним, что о погибшем при задержании Дадаеве известно немногое. Он разыскивался за причинение тяжелых травм потерпевшему, имя которого не сообщается. В частности, до сих пор неясно, является ли Джамбулат Дадаев родственником Заура Дадаева, ключевого обвиняемого в убийстве Бориса Немцова. Сам Кадыров в одном из своих заявлений в СМИ упомянул, что два этих человека никак не связаны.
Сразу после инцидента с Джамбулатом Дадаевым Кадыров и сделал скандальное заявление на совещании с силовиками республики.
«Как так можно задействовать опергруппу Ставрополья и СОБР, ОМОН и все структуры Ханкалы? Я этого не знал. На нашей территории такого не будет, — сказал Кадыров. — Те, кто думает иначе, ошибаются.
Мы очень дорого заплатили за мир и порядок. С нами должны считаться. Если вы хозяева своей территории, то должны контролировать, — сказал Кадыров.
— Хватит. Нас унижали, оскорбляли. Мы не для этого принимали конституцию, чтобы нас убивали. Я официально заявляю: если без вашего ведома на вашей территории появляется, не имеет значения, будь то москвич или ставропольчанин, — открыть огонь на поражение».
Тема конфликта правоохранительных органов Чеченской республики с федеральными силовиками поднималась уже не раз, однако до сегодняшнего дня эти противоречия не выносились на публику. Ключевой причиной недопонимания называют независимость чеченского силового аппарата и его замкнутость напрямую на Кадырова. Республиканских силовиков именуют кадыровцами, а также личной гвардией Рамзана Кадырова. В нее, в частности, входят военнизированные подразделения «Север» и «Юг», формально входящие во внутренние войска МВД.
Бойцы «личной армии» Кадырова, по некоторым данным, обладают особым статусом в республике и пользуются различными отличительными знаками, по которым их идентифицируют как в Чечне, так и за ее пределами. Например, номерной знак на авто с серией КРА (Кадыров Рамзан Ахматович).
Считается, что федеральные силовики не вмешиваются в происходящее на территории Чечни, учитывая значение фигуры Кадырова в деле стабилизации обстановки в регионе. Также они стараются не связываться с кадыровцами без необходимости даже когда те находятся за пределами Чечни. Единственным неподконтрольным Кадырову силовым ведомством в республике называют ФСБ. В частности, собеседники «Газеты.Ru» рассказывали об отдельных конфликтах между кадыровцами и местными чекистами, однако подтверждений тому, что они имеют место, нет.
Прокомментировал сложившуюся ситуацию и пресс-секретарь президента России.
«По субординации органы внутренних дел Чечни, естественно, подчиняются Министерству внутренних дел России. Поэтому комментировать здесь в данном случае нечего», — цитирует Дмитрия Пескова РИА «Новости».
Заявления МВД, Следственного комитета и пресс-секретаря Владимира Путина стали первой содержательной реакцией федерального центра на неоднозначные заявления и действия главы Чеченской республики за многие месяцы.