«Русский марш» аукнулся
В четверг, 26 марта, стало известно о том, что в квартире лидера Национально-демократической партии (НДП) Владимира Тора (настоящее имя Владлен Кралин) проходят обыски. Об этом сообщил «Газете.Ru» адвокат Тора Матвей Цзен.
«Я точно знаю, что у Тора прошли обыски. Обыск связан с уголовным делом, которое возбуждено по фактам каких-то антиисламских высказываний на «Русском марше» (имеются в виду кричалки. — «Газета.Ru»), — рассказал Цзен. — Какое отношение к этому имеют люди, которых обыскивают? По всей видимости, никакого. Но они являются организаторами марша. И, естественно, эти кричалки не были официальным лозунгом мероприятия, никто не нес никаких растяжек».
По его словам, правоохранители говорили, что у них имеется видеозапись инцидента. «Но надо понимать, что несколько лет на этом самом месте проходит абсолютно такое же мероприятие. И я сталкивался с такими случаями, когда берется запись старой акции, она переименовывается, меняется год, и у тебя получается прекрасный репортаж. Можно не выходя из дома дать такое видео и собрать много лайков в соцсетях», — говорит адвокат.
Цзен также сообщил, что обыски прошли у других лидеров националистических движений Дмитрия Демушкина, Владимира Ермолаева и Дениса Тюкина. Все они, по словам адвоката, фигурировали в числе организаторов «Русского марша». Адвокат Демушкина Дмитрий Бахарев подтвердил визит силовиков к своему подзащитному и уточнил, что Демушкина собираются доставить в отделение полиции.
Ни Демушкин, ни Тор на момент публикации текста на телефонные звонки не отвечали.
Примечательно, что в октябре 2011 года Дмитрий Демушкин стал фигурантом уголовного дела незадолго до проведения «Русского марша» в 2011 году. По версии следствия, в одном из интервью он призывал к беспорядкам и говорил о превосходстве русской расы, хотя сам Демушкин в оправдание заявил, что просто озвучил лозунги предстоящего шествия.
В 2014 году «Русский марш» прошел в московском районе Люблино. По сравнению с предыдущими шествиями он был малочисленным — около 2 тысяч человек. Марш прошел без происшествий.
По разные стороны «русской весны»
Обыски у националистов фактически совпали по времени с выходом доклада аналитического центра «Сова», который занимается проблемами национализма и ксенофобии. Эксперты центра фиксируют новый тренд — события на Украине разделили российских ультраправых на сторонников и противников так называемой «русской весны».
Обе стороны обвиняют друг друга в предательстве идей русского национализма.
«Раз одни не поддержали русских в украинском конфликте, значит, и русскими националистами считаться не могут, раз другие предали идеи национализма, соответственно, называть себя националистами тоже не имеют права», — объяснила позицию сторон эксперт «Совы», одна из авторов доклада Вера Альперович.
Националистам не удалось приобрести каких-то серьезных политических бонусов в связи с поддержкой российской политики на Украине, но определенные плюсы все же были, добавила она, приведя в пример акции ультраправых в поддержку Донбасса, которые собрали в Москве несколько тысяч человек: «Для националистов это большой успех. Такое редко бывает, если не считать «Русских маршей», — отметила Альперович.
Раскол сказался на самом «Русском марше». «В прошлом году мы получили два марша примерно равных по численности, которые в сумме и близко не приблизились к показателям прошлых годов. Для ультраправой среды это очень тяжелый удар, потому что «Русский марш» — это их основной бренд», — говорит представитель «Совы».
Кроме того, националистическое объединение «Русские» подверглось критике со стороны собственных соратников за «бандеровщину» и в течение года лишилось ряда своих членов, отмечают эксперты «Совы». Из объединения вышли достаточно крупные ее члены — «Национал-социалистическая инициатива (организация запрещена в России)» (НСИ) и Русское имперское движение (РИД), а также некоторые региональные отделения.
От «Родины» до Wotan Jugend
Лидер объединения «Русские» Дмитрий Демушкин в разговоре с «Газетой.Ru» опроверг связь раскола с событиями на Украине. По его словам, НСИ и РИД покинули коалицию из-за внутреннего личного конфликта между руководителями ее подразделений. Демушкин также добавил, что он создал отдельный совет с руководителями НСИ и РИД Дмитрием Бобровым и Станиславом Воробьевым. Они поддерживают связь и совместно планируют и координируют акции.
«У нас коалиция. Многие люди занимают какие-то позиции, какие-то региональные руководители поддерживают нацгвардию, а какие-то — ДНР и ЛНР.
То, что мне приписывают какие-то «пробандеровские» позиции, — это неправда. У меня позиция, что я не поддерживаю обе стороны конфликта в гражданской войне», — резюмировал Демушкин.
По словам Демушкина, националистическое движение в России не является монолитным. «Есть национал-демократы, есть национал-социалисты, национал-республиканцы, традиционные националисты. Националисты у нас начинаются от кремлевской партии «Родина» и заканчиваются Wotan Jugend и субкультурными группировками скинхедов и фанатов. Поэтому по каким-то вопросам расколы будут всегда. Но это не мешает нам вместе работать», — заключил он.
Часть националистов поддерживала Болотную и участвовала в акциях Навального, а часть категорически не принимала Навального и Болотную площадь, говорит лидер «Русских». «На «Русском марше» идут колонны родноверов-язычников, а впереди идут православные националисты. Они тоже не едины.
Сейчас кто-то ездит воевать за нацгвардию и батальон «Азов», а кто-то ездит воевать за ДНР», — говорит Демушкин.
О расколе из-за украинского вопроса заявил лидер Национал-демократической партии (НДП) Константин Крылов. По его мнению, те, кто поддерживает киевскую власть, «если и являются националистами, то, наверное, не русскими». «Довольно странно поддерживать режим, который является антирусским», — объяснил он свою позицию.
По словам Крылова, большинство тех, кто сейчас поддерживает Украину, придерживаются не националистических, а национал-социалистических взглядов. «Они исповедуют не классический национализм, как у нас в партии, а придерживаются каких-то странных теорий о белой расе, белой солидарности и так далее. Кроме того, они очень сильно связаны с правой субкультурой. На Украине сейчас идет расцвет правой субкультуры, и тем, кто этим идеям симпатизирует, естественно, хочется быть вместе со своими единомышленниками», — предположил он.
Центр «Сова» отмечает, что украинские события фактически вытеснили всю традиционную тематику ультраправых. Многие акции, которые ежегодно проводят ультраправые (например, День правого политзаключенного и День памяти жертв этнопреступности), в прошедшем году либо не состоялись, либо были очень плохо организованы и прошли невыразительно.
Правых теснит «Антимайдан»
В 2014 году у российских ультраправых появились конкуренты из числа провластных консервативных движений — Национально-освободительного движения (НОД) депутата Госдумы Евгения Федорова и других организаций, впоследствии сформировавших движение «Антимайдан», говорится также в докладе «Совы».
«Они опасны для ультраправых тем, что используют примерно три четверти идеологии, которые используют националисты, за исключением оппозиционности.
Эти движения, благодаря своей проправительственности, имеют гораздо больше политических ресурсов, чем ультраправые. Поэтому националисты понимают, что у них будет оттягиваться контингент из числа ксенофобно и агрессивно настроенных россиян», — пояснила Альперович.
Примером этого является «Русский марш» в Петербурге, который в прошлом году носил название «патриотического». В отличие от остальных маршей, прошедших в стране, он был удачным, так как у него почти удвоилось число участников. При этом он состоялся практически без традиционных ультраправых групп, ежегодно принимавших в нем участие, так как те отказались на него приходить. В этот раз марш проводили прокремлевская партия «Родина», НОД, сторонники депутата Милонова и прочие организации, не связанные с ультраправыми. «Грубо говоря, они отжали у националистов мероприятие», — заключила Альперович.
По мнению Демушкина, идеологией националистов сейчас пользуется не только «Антимайдан», но и российские власти.
«Сегодняшняя риторика, «крымнаш» и «русская весна», все их лозунги — это прям такое националистическое движение 90-х и нулевых. Националисты всегда заявляли, что русские — это единый народ: русские, великорусы и малорусы. Мы украинцев всегда отвергали как нацию. И власть сейчас очень сильно это использует и нагнетает еще эту истерику по фашизму и «майдану», — сказал он.
«Определенное количество таких вот патриотов отвалилось от националистов, что может быть к лучшему», — предположил Демушкин.
«Какая у них идеология, я не знаю, но националистического в ней нет ничего, — говорит в свою очередь Крылов. — Эти люди сейчас находятся в максимально комфортных условиях, когда на их стороне власть, но все равно ничего не делают. А когда действительно запахнет жареным, они разбегутся».